В России сформировались две параллельные экономики - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

В России сформировались две параллельные экономики

08 февраля в 12:00 Эксклюзив

Сегодня в России сформировались две параллельные экономики. Первая — гражданская, связанная с обслуживанием потребностей населения. Вторая — военная, работающая на нужды армии, чрезвычайные промышленные проекты и на восстановление территорий, присоединенных к России в 2022 году.

И ведут они себя по-​разному. Гражданская экономика в целом стагнирует. Во второй половине прошлого года мы увидели серьёзное сокращение потребительской активности, которое, судя по всему, продлится и в первой половине нынешнего года. Если не брать в расчёт экстренные расходы бюджета, падение ВВП в нынешнем году могло бы составить примерно четыре с половиной процента. Однако чрезвычайная экономика, которая на подъёме, поддержит производство. Дополнительные деньги будут растекаться по гражданским отраслям, так что серьёзной просадки ВВП не будет.

С другой стороны, последние социологические исследования показывают, что в стране начало нарастать определённое социальное неблагополучие. В четвёртом квартале и в январе в рост пошла «бытовуха» — люди намного чаще говорят о бытовых драках и домашнем насилии. Стало больше уличных нападений и квартирных краж. И это нехорошо, потому что деструктивная активность увеличивается, когда люди не видят приемлемого выхода из положения, в которое они попали.

Одним из ключевых показателей благополучия экономики является количество дорожно-​транспортных происшествий. Понятно, что для автовладельцев транспортные аварии – это беда, хлопоты и расходы. Но с точки зрения развития производства рост числа аварий — это неплохо. Увеличение их числа говорит, что экономика растёт, потребность в грузовых и пассажирских перевозках увеличивается, народ становится более активным, машин и автобусов на дорогах становится больше, движение становится более плотным, и как следствие, они чаще попадают в аварии.

Отследить число ДТП можно, например, по статистике обязательного страхования автогражданской ответственности, куда попадают практически все аварии. Так вот, эта статистика свидетельствует, что своего пика экономическая активность достигла в декабре 2021 – январе 2022 года. Затем последовал весенне-​летний провал, означающий значительные проблемы в производстве, потом — осенне-​зимний подъём, который, однако, не дотягивал до прошлогодних показателей. А в январе нынешнего года начался новый спад числа ДТП. Обычно в январе аварий меньше, чем в декабре, хотя падение в этом году больше.

В целом нет сомнений, что российская экономика будет устойчивой и ничего страшного в нынешнем году с ней не произойдет. И всё же есть вопрос: в какой степени её военная составляющая будет влиять на гражданскую и поддерживать платежеспособность граждан? Чтобы не получилось так, что военные чрезвычайные расходы засчитываются в состав ВВП, улучшая бухгалтерские показатели, а по реальной жизни людей этого роста не видно.

Текст подготовил: доктор экономических наук, директор Института социально-​экономических исследований Финансового университета при Правительстве России Алексей Зубец
Озвучил: 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.