Виден ли конец украинского конфликта - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Виден ли конец украинского конфликта

03 марта в 18:00 Эксклюзив

В последнее время со стороны разных представителей американского военного командования стали звучат прогнозы относительно затяжного характера военного противостояния на Украине. Представители Пентагона теперь оценивают его не менее чем ещё в два-​три года, не считая уже прошедшего.

По их мнению, конфликт уже переходит или может перейти в стадию позиционного противостояния не позже конца этого года. Но это не отрицает возможности того, что обе стороны могут предпринять ряд решительных наступательных операций с целью переломить ситуацию в свою пользу.

На этом фоне выделяется разве что мнение, правда, уже бывшего командующего сухопутными силами США в Европе, генерал-​лейтенанта Бена Ходжеса. Он продолжает выступать в роли «ястреба», прогнозы которого, впрочем, ещё ни разу не оправдались. В ноябре прошлого года он предрекал, что ВСУ могут вернуть контроль над Мелитополем и Мариуполем не позже января, а теперь пророчит, что Киев вернёт Донбасс и Крым до конца 2023 года.

Стоит также заметить, что все скептические оценки возможностей как России, так и Украины продолжать военные действия в полном масштабе, основываются на том, что, дескать, противостоящая сторона исчерпает военный потенциал. А касательно Украины ещё и настанет усталость со стороны западных союзников помогать ей в прежнем объёме. По поводу исчерпания российских возможностей доводилось читать ещё весной прошлого года, якобы все ракеты и снаряды кончатся до лета.

Что касается «усталости Запала», то сигналы такого свойства действительно имеются, однако пока нельзя считать их достаточно сильными и не стоит преувеличивать их значение. Не стоит поддаваться самообману. Хотя общий объём военной и прочей помощи от коллективного Запада Украине уже, по разным подсчётам, перевалил за 100 миллиардов долларов, а то и приблизился к 150-​ти, его ресурсы по этой части далеко не исчерпаны, а политическая решимость продолжать помощь по-​прежнему велика. Поскольку, как весьма откровенно сформулировал недавно генсек НАТО Йенс Столтенберг, победа России воспринимается как нечто гораздо более опасное и политические неприемлемое, чем даже эскалация конфликта. А она, получается, не имеет чётко обозначенных «красных линий».

Только по линии США объёмы уже выделенных ассигнований приближаются к 70 миллиардам долларам. При этом в общей сложности прямые расходы Америки на военный конфликт составили менее четырёх десятых её ВВП. Притом что расходы на войну в Ираке достигали одного процента, и американскую казну не опустошили. К тому же, экономика США получает массу дивидендов от войны: от заказов для ВПК до переориентации Европы на американский СПГ и нефть.

То же самое касается Европы. Хотя её потери от собственноручно введённых санкций по части экспорта в Россию достигли 90 – 95 миллиардов евро, в политическом смысле ЕС готов платить такую цену и дальше, отодвинув на задний план вопросы экономической целесообразности. Существенным эмоциональным фактором станет и то обстоятельство, что Европа, вопреки некоторым предсказаниям, вполне успешно пережила зиму – не замерзла. А её экономика не впала в коллапс из-​за резкого сокращения российских поставок: вместо прежних 40 – 45 процентов в потреблении газа до менее девяти. Это придаст уверенности европейским санкционерам.

Со стороны ряда американских военных экспертов появились и прогнозы нового свойства, согласно которым в конфликте, который продлится ещё несколько лет, вообще может не быть победителей. И он кончится либо заморозкой противостояния, как это произошло после раздела Кореи на Север и Юг в 1953‑м. Тогда не было заключено даже соглашения о прекращении огня. Либо по типу ирано-​иракской войны 80‑х. Она длилась восемь лет и кончилась просто по факту, когда стороны перестали воевать, хотя ни одна из них не добилась никакого успеха. Только военные потери со стороны Ирака составили не менее 180 тысяч военнослужащих, а со стороны Ирана до полумиллиона, погибли также не менее 20 тысяч мирных жителей.

Впрочем, это домыслы сторонних наблюдателей. Всё решится в зависимости от ситуации на поле боя, где пока каждая из сторон видит для себя возможности добиться поставленных целей именно военным путем. Пока такая вера сохраняется, боевые действия будут продолжены и переговоров не будет.

Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучил: Михаил Волков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.