Какой ЕГЭ нам не нужен
На днях президент Владимир Путин рассказал, что Министерство науки и высшего образования, а также Министерство просвещения вместе с общественностью думают, как улучшить Единый государственный экзамен. Помимо того, что систему надо «дальше совершенствовать», подробностей не последовало. Не высказал президент и своего отношения к ЕГЭ – отменять его или сохранять?
В той же Думе звучит немало радикальных предложений: мол, раз отменили Болонскую систему, надо отменить и ЕГЭ, как якобы глубоко чуждую нашему человеку «тестовую систему». Минпрос, однако, пока сопротивляется и уверяет, что речи об отмене ЕГЭ не идёт. Его критикуют именно за тестовую систему, за то, что подготовка к этому экзамену состоит в натаскивании школьников на знание конкретных ответов на конкретные вопросы без понимания более общих процессов. Не происходит стимулирования к творческому мышлению. Критикуют и за то, что ЕГЭ совершенно не учитывает творческий потенциал того или иного ученика. Хотя в последние годы пытались усилить третью часть экзаменационных заданий с прицелом именно на оценку способности думать и анализировать.
Призывы внедрить в выпускные экзамены больше творческих начал, которые оценивали бы способности человека более разносторонне, звучат давно. Отчасти недостаток тестовой системы был компенсирован системой олимпиад, победители которых получают преимущества при поступлении в профильные ВУЗы. Но и эта система имеет свои недостатки. Профильные олимпиады не лишены коррупции, и это давно не секрет. Как и собственные дополнительные испытания, которые имеются в полусотне ведущих ВУЗов, в результате чего часто отсеиваются настоящие отличники в пользу тех, у кого в этом ВУЗе есть блат.
Если уж заниматься реформированием ЕГЭ, то нельзя потерять такое его несомненное качество, как объективность оценки, что за 22 года существования ЕГЭ дало возможность многим абитуриентам из провинции поступить в престижные столичные ВУЗы, куда ранее им было трудно попасть, не имея возможности нанять репетиторов из этих же ВУЗов. А вот призывы вернуть прежние экзаменационные форматы в том или ином виде следует отвергнуть. Потому что все они так или иначе будут основаны на субъективных оценках принимающих экзамены преподавателей. А значит, гарантированно вернутся коррупция и блат.
Вообще-то не надо изобретать велосипед, поскольку современные форматы аналогов нашего ЕГЭ уже давно придуманы и активно применяются в развитых странах. Они, если упрощенно говорить, построены по тому же принципу, по которому построены алгоритмы телевизионной викторины «Как стать миллионером?». Там компьютер подстраивается под те области знаний, в которых игрок, предположительно, больше всего «плавает». Так и современные компьютеры-экзаменаторы, имея в основе всё ту же пресловутую тестовую систему, подстраиваются под конкретного экзаменуемого, добиваясь наиболее объективной оценки. Экзаменатором выступает искусственный интеллект, таким образом. Его невозможно подкупить или разжалобить, но можно покорить своими знаниями.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции