Что привело Си в Москву - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Что привело Си в Москву

22 марта в 10:14 Эксклюзив

Визит в Москву председателя КНР Си Цзиньпина вызвал множество домыслов относительно целей, ради которых была предпринята эта поездка. Мотивация России совершенно понятна.

Китай теперь — это наше всё: юго-​восточный сосед в ближайшие годы перетянет на себя основной вес российских внешних экономических связей. Строительство новых трубопроводов в сторону Китая даст возможность переориентировать на него экспорт газа. Туда же пойдут нефть, продовольствие, металлы, лес и прочие ресурсы, составляющие основу отечественного экспорта. Из Китая Россия рассчитывает получать технологии, оборудование, разнообразную машиностроительную продукцию, включая грузовики и легковые автомобили, а также различный ширпотреб, необходимый для насыщения рынка. Словом, здесь всё достаточно очевидно.

Проблемы начинаются, если попытаться разбирать мотивацию китайской стороны. Коллективный Запад крайне напряжённо, можно сказать, даже болезненно и враждебно, реагирует на российско-​китайское сближение. Это создаёт для Поднебесной серьёзные риски, и большой вопрос: может ли дешёвая нефть компенсировать потенциальные потери от разрыва торговых связей с Соединенными Штатами, с которыми у КНР многомиллиардный профицит торгового баланса.

Дело здесь в том, что основные интересы Китая в дружбе с Россией не экономические. Штаты давно и бесповоротно определили, что их главный противник — Китай, потому что он единственный, кто может поставить под вопрос мировую американскую финансовую и промышленную гегемонию. Америка пока не оказывает на китайцев давления, сравнимого с тем, которому подверглась сегодня Россия, но вовсе не потому, что США этого не хотят. Скорее, не могут, потому что критически зависят от китайской промышленности для поддержки собственных компаний. Если Китай перестанет поставлять комплектующие и готовую продукцию, которая потом расходится по миру под американскими и европейскими брендами, капитализация западного бизнеса обнулится в один день. Это единственное, что пока удерживает Вашингтон от удушения Пекина, и там это прекрасно понимают.

Китай — чемпион по промышленному производству и ВВП, если пересчитать его по паритету покупательной способности. С другой стороны, в военном отношении он намного слабее Штатов. Китайские вооруженные силы могут нанести Америке серьёзный ущерб, но угрожать ей полным уничтожением они не в состоянии. Единственная страна, военной мощи которой американцы по-​настоящему боятся, это Россия. Поэтому для КНР крайне важно продемонстрировать единство с Москвой, которое пока не оформлено как военный союз, но имеет очевидные признаки очень тесного сближения. Это и есть главная цель поездки Си Цзиньпина, потому что все остальные вопросы можно было бы решить на уровне МИДов и технических специалистов, без шума и пыли.

Ещё одна группа первоочередных интересов Китая в России — это логистика. Сегодня основной способ доступа Поднебесной на внешние рынки — морские перевозки по южным морям и далее в Европу и по всему миру. Однако морские коммуникации американцы могут легко перекрыть, потому что обладают преимуществом на море. Уже не подавляющим как прежде, но, тем не менее, весьма существенным. Поэтому сухопутные коммуникации с Россией и далее по странам Азии и Европы как в части экспорта, так и импорта всего, в чём Китай нуждается, могут стать для него резервным способом избежать полной блокады на случай серьезного конфликта с США.

Так что Россия для Китая — это способ избавиться от критических слабостей, которые могут поставить под угрозу само его существование. Нефть по ценам ниже мировых, широкомасштабные продажи прочего сырья и продовольствия — да, для Китая это важно. Но по сравнению со стратегическими приоритетами – это не более чем приятный пустяк. Получается, что российско-​китайские отношения — это дорога с двусторонним движением, а не односторонним, как может показаться на первый взгляд. И Китай в этом двустороннем движении заинтересован не меньше, а может быть и больше, чем Россия.

Текст подготовил: доктор экономических наук, директор Института социально-​экономических исследований Финансового университета при Правительстве России Алексей Зубец
Озвучил: Михаил Волков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.