Ледники холодной войны: как СССР и США покоряли Арктику
Подготовка плацдармов началась весной 1948 года, во время которой была совершена 121 посадка на аэродромы, находящиеся на дрейфующих льдах в Центральной Арктике. Финальным аккордом проделанной работы должно было стать приземление реактивного бомбардировщика Ту-16 на трёхкилометровый участок льдины в апреле 1958-го. На тот момент ещё никто не проводил подобных испытаний. Советские полярники и члены комиссии из штаба Оперативной группы войск не сомневались в успехе мероприятия и ждали, когда на взлётно-посадочной полосе появятся самолёты. Но в какой-то момент всё пошло не по плану, сообщило интернет-издание Lenta.ru.
Готовя посадочную полосу для приземления бомбардировщика, солдаты и офицеры вручную срезали бугры и уплотняли снег, так как в те годы доставить в Арктику тяжёлую технику не представлялось возможным. Но все усилия оказались напрасными. Не пройдя и половины пути, Ту-16 вышел за границу взлётной полосы. Но даже несмотря на это, экипаж продолжал разгон. В итоге бомбардировщик задел крылом самолёт Ли-2, на борту которого осуществлялось управление полётами. После столкновения Ту-16 остановился. Повреждения оказались слишком серьёзными. Дальнейшая эксплуатация обоих самолётов оказалась невозможной. Остальные машины, прилетевшие вместе с бомбардировщиком, были вынуждены вернуться на базу.
За десять лет до этих событий в Арктике уже разворачивалась холодная война ведущих мировых держав. СССР и США сконцентрировали внимание на территориях Крайнего Севера. Именно через эти земли проходили самые короткие воздушные маршруты между двумя континентами. Весной 1948 года советские власти объявили о начале высокоширотной экспедиции «Север 2» . Приоритет в ней отдавался не научной деятельности, а военной составляющей.
Для посадки самолётов выбрали льдины, размещённые вдоль высокоширотной трассы, где осуществлялись полёты американских бомбардировщиков В-29 с Аляски на Северный полюс. Это был самый короткий маршрут полуострова, пролегающий между СССР и военно-воздушными базами США. После всех подготовительных операций в мае 1948-го три истребителя Ла-11 и разведчик Ту-6 совершили перелёт на аэродром Северного полюса. Приземление на дрейфующие льды прошло успешно, что позволило истребительной авиации разместиться в Арктике и быть готовой в любой момент перехватить американские бомбардировщики.
Штатам тоже было чем заняться. В 1961-м американцы обнаружили на разрушающейся арктической льдине заброшенную станцию СССР «Северный полюс 9». Власти всерьёз заинтересовались находкой и решили не упускать возможность исследовать объект. Но сделать это было не так просто. Высадить спасателей с вертолёта оказалось затруднительно из-за дальнего расстояния. Ледокол тоже не справился бы с задачей, так как толщина многолетних льдов исключала возможность близко подойти к станции.
Тогда США решили пойти на риск и разработали систему эвакуации «небесный крюк», подразумевающую транспортировку людей с земли в летящий самолёт. До этого никто не использовал подобный метод и было неясно, насколько он безопасен, учитывая низкие температуры. Началась подготовка к операции, но бюрократические процедуры затянулись и за это время станцию унесло течением на приличное расстояние. В зоне досягаемости оказался «Северный полюс 8». Объект к тому времени также пустовал и американцев это вполне устроило.
Ответственность по сбору данных легла на плечи парашютиста Джеймса Смита и геофизика Леонарда Ле-Шэка. За 72 часа, отведённых на задание, они сделали сотни фотографий, забрали образцы оборудования и документы. Но из-за разыгравшейся стихии эвакуацию агентов пришлось отложить на несколько дней. Подъём Смита прошёл вполне успешно, но перед этим неотработанная система дала сбой при транспортировке Ле-Шэка.