
Агрессивный тренд: как сегодня сохранить эффективность логистики

Российским логистическим компаниям в последние месяцы приходилось адаптироваться к непрерывным изменениям. С рынка уходили поставщики, прекращали работу отлаженные финансовые схемы и маршруты. Дополнительно появились риски, связанные с новыми посредниками, санкциями и релокацией сотрудников. Руководителям подразделений логистики приходилось многое начинать заново.
Непредсказуемость в такой ситуации отягощена высокой скоростью и сложностью изменений. В таких условиях наиболее эффективным форматом работы стало «риск-ориентированное управление цепочками поставок». Логистические подразделения стали более агрессивными в разработке решений для быстрой реакции на внешние изменения. А скорость их реализации влияет на способность выдерживать конкуренцию, сообщил «РБК.Pro».
Руководителям отделов приходится отказываться от неработающих стандартов и выбирать индивидуальные стратегии и сервисы для различных групп товаров и каналов их распределения, а также хеджировать риски. Всё это ведёт к дополнительным затратам для обеспечения бесперебойных поставок.
При этом важно обратить внимание на действия, повышающие эффективность работы. Прежде всего, необходимо обеспечить наличие товара на складах. Для этого понадобится пересмотреть размеры заказов и целевой уровень запасов. Условия нестабильности внесли ограничения на финансовые потоки в логистике. Но поскольку создание запасов – это инвестиции, значит, в систему логистических показателей нужно ввести инвестиционные практики.
Суть одного из популярных подходов состоит в расчёте средневзвешенной стоимости капитала и возврат на каждый рубль, вложенный в формирование запасов в виде выручки или прибыли. Эти показатели оценки необходимо включить в основную систему KPI или BSC для логистики.
Управление логистикой нужно сосредоточить в едином центре, который будет координировать и отслеживать достоверные данные. В условиях турбулентности руководящее подразделение должно оперативно реагировать на спрос и состояние цепочек поставок, своевременно принимая решения.
Сегодня уже некорректно пользоваться статистикой прошлых лет для построения прогнозов. Эффективнее формировать внутренние и внешние кросс-команды для реализации сквозного планирования продаж и операций. Итоговые прогнозы нужно комбинировать, используя продвинутые системы аналитики, а в случае критических изменений быть готовыми к их гибкому пересмотру.
Важно постоянно пополнять список работающих методик и успешных практик, используя опыт сотрудников, линейных руководителей, а также партнёров и профильных сообществ. При этом должен быть выработан механизм валидации для дальнейшего внедрения лучших решений в работу.