«AliExpress Россия» намерена стать новым «Taobao». Дмитрий Сергеев рассказал о целях компании на 2022 год
«AliExpress Россия» появилась на российском рынке всего два года назад как совместное предприятие отечественных акционеров и Alibaba Group. Компания, которую все ассоциируют прежде всего с китайскими товарами, вошла в борьбу за внутрироссийский рынок электронной коммерции. Согендиректор Дмитрий Сергеев рассказал о целях компании и причине, по которой руководство не поддержало Wildberries в споре с платёжными системами.
Дмитрий рассказал, что за два года его руководства компанией многое изменилось. Ещё недавно она была российским офисом Alibaba Group, но сейчас стала полноценной российской фирмой с тысячей офисных сотрудников. Alibaba Group – только один из нескольких акционеров с долей 48 процентов и тремя членами в совете директоров. Все решения принимаются в Москве, как и контроль большинства технологий. Но в «AliExpress Россия» царит двоевластие: помимо Сергеева согендиректором является Лю Вэй, который берёт на себя всё, что касается трансграничной торговли, сообщил «Коммерсант».
Компания активно развивает локализацию: если на старте доля локальных продавцов составляла несколько процентов от оборота, то сейчас они занимают больше трети. Сергеев уверен, что к концу первого квартала 2022 года товары местных продавцов составят половину всех продаж из России.
Аналитики инвестбанков оценили объём возможных инвестиций в 400 миллионов долларов. 60 из них инвестирует Mail.Ru Group, которая уже раскрыла факт участия в раунде. Два года назад акционеры договаривались о создании платёжного совместного предприятия (СП), через которое будут проходить все совершаемые на «AliExpress Россия» операции, но этого не произошло: расчёты до сих пор ведутся через AliPay.
Сергеев объяснил, что AliPay не собирает платежи, за это отвечают российские финансовые организации: крупнейшей стала «ЮМани», ранее бывшая «Яндекс.Деньгами». И речь не шла об СП, которая будет заниматься платежами. Главное – программа лояльности и другие финансовые услуги. Процесс должен завершиться к концу 2021 года, добавил он.
«На российском рынке большая конкуренция среди четырёх-пяти профинансированных игроков, которые занимаются одним и тем же: одинаковый ассортимент и амбиции, которые достигаются через огромные инвестиции. Все хотят построить отечественный «Amazon», а мы хотим сделать русский «Taobao», поэтому отличаемся ото всех. Прежде всего ассортиментом в 160 миллионов товаров», – сказал согендиректор.
У крупных игроков «Яндекс» и Ozon появляются собственные логистические компании, оказывающие b2b-услуги. «AliExpress Россия» не видит себя чистым логистом, поэтому заключила сделку с маркетплейсом KazanExpress, получив 30 процентов доли. Сергеев объяснил выбор партнёра симпатией к создателям и самой модели ведения работы.
«Казанская компания быстро растёт в оборотах, поэтому мы точно увеличим свою долю до контрольной. Скорее всего в этом году», – заключил Сергеев.
Ранее Wildberries запустила флэшмоб против платёжных систем, обвиняя их в завышенных тарифных планах и дискриминации потребителей. «AliExpress Россия» не поддержала эту инициативу, объяснив решение желанием предоставить все варианты оплаты, которые удобны самому клиенту.