Альтернативный путь в Финляндию: как «Норникель» поменяет логистику
«Норильский никель» пытается решить проблему с поставками сырья для своего финского предприятия. Местный железнодорожный перевозчик VR отказался доставлять российские грузы.
Можно найти замену, заключив договор с другими перевозчиками или возить сырьё по морю. Последний вариант аналитики считают наиболее выполнимым. Ранее сырьё везли из Мурманска в Харьявалту по железной дороге. Однако после введённых Великобританией санкций против РЖД финский перевозчик VR решил не ссориться с британскими властями, хотя и зарегистрирован в другой стране, сообщил «Коммерсант».
Предприятие «Норникеля» в Харьявалту является составной частью Кольского дивизиона. Завод работает как с российскими, так и другими поставщиками никельсодержащего сырья. Пока «Норникель» не озвучил вероятные маршруты и не поделился планами, хотя кроме VR на финском рынке железнодорожных перевозок существует и ряд других компаний. По мнению главы информационно-консалтингового агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, наладить сотрудничество с финскими операторами практически нереально. Поэтому остаются варианты доставки по морю или наземным транспортом.
Разговоры о возможных перебоях на предприятии Harjavalta спровоцировали рост глобальных цен на никель практически на четверть. Это подтвердили сообщения агентства Argus. Риски нарушения поставок привели к паническим закупкам.
«Норникель» не впервые сталкивается со сложностями в логистике по политическим причинам. В связи с этим ещё летом 2022 года глава крупнейшего российского производителя металлов Владимир Потанин озвучил планы по созданию альтернативных каналов экспорта в Китай и страны Юго-Восточной Азии. До сих пор остаётся вероятность отказа порта Роттердама от приёма грузов из России. В компании уже рассматривали маршрут через порт Танжер в Марокко. Также ведётся работа над новым логистическим центром в Объединённых Арабских Эмиратах.
Кроме логистики, компании приходится решать ряд серьёзных вопросов, связанных с расширением собственного флота. По словам Потанина, «Норникель» планирует сотрудничество с предприятиями в области строительства ледоколов для возможности перевозить груз по Северному морскому пути напрямую в страны Азии.