Арктическая катастрофа: как советские полярники спасли заставших во льдах итальянцев
В течение нескольких дней выжившая команда пыталась наладить связь с Большой землей. Неожиданно сигнал бедствия поймал радиолюбитель из маленькой советской деревни Николай Шмидт. Из всех команд, которые отправились спасать итальянцев, пробиться сквозь льды смог только советский ледокол «Красин» под руководством полярного исследователя Рудольфа Самойловича.
Начиналось всё с триумфа: дирижабль «Италия» достиг Северного полюса. Весть разлетелась по всему миру, сильно расстроив конкурента Нобиле — норвежца Руаля Амундсена. После этого команде из 16 человек предстоял долгий путь домой. Метеоусловия были сложные, и дирижабль шёл почти вслепую, прорываясь сквозь густые облака. Экипаж боролся с обледенением и постоянно заделывал пробоины от ударов льда. До Кингс-бея оставалось несколько часов лёта, но путешествие закончилось катастрофой. Из 16-ти членов экипажа уцелели только восемь, включая самого Нобиле.
На протяжении многих дней о местонахождении «Италии» было не известно. Тысячи радиолюбителей во всём мире вслушивались в радиосигналы в надежде обнаружить экспедицию, но попытки не принесли успеха. Случайно повезло только Шмидту – его коротковолновый одноламповый приёмник уловил долгожданный сигнал.
Тем временем в лагере потерпевших катастрофу разразились серьёзные противоречия: Нобиле, получивший травму, предлагал ждать на месте, а штурманы предлагали двигаться к земле. Норвежские власти в тот момент уговаривали поссорившегося с Нобиле Амундсена участвовать в спасательной операции. Знаменитый полярник согласился на благородную миссию, но пропал вместе с командой в районе Баренцева моря.
Спасти команду «Италии» для Москвы стало стратегически важным решением. В то время США и некоторые страны Европы ещё толком не признали СССР, но у советского флота было всё для проведения спасательной операции. В результате Кремль дал добро, и на помощь итальянцам отправилась лётно-спасательная экспедиция. Руководителем операции на ледоколе «Красин» был назначен полярный исследователь и директор Института по изучению Севера Рудольф Самойлович.
Судно не было готово к подобным операциям, поэтому команду подбирали тщательно и в условиях цейтнота закупали доброкачественный уголь и продовольствие. Первыми во льдах красную палатку обнаружили норвежские лётчики, но попытки других кораблей пробиться к замерзающим итальянцам не увенчались успехом. Вся надежда была на советский ледокол.
Шведскому лётчику Эйнару Лундборгу удалось приземлить самолёт на льдину и забрать с собой Нобиле. Спасти оставшуюся команду не удалось из-за аварии при заходе на посадку. Впоследствии мировая общественность осуждала бегство Нобиле. Тем временем спасение уцелевших аэронавтов продолжалась и советский ледокол шёл в сложнейших условиях.
Советскому экипажу удалось добраться до места вовремя и спасти людей, у которых не оставалось надежд на спасение. Позже выживших участников экспедиции «Италии» пересадили на судно «Читта ди Милано», а Самойловича телеграммой поблагодарил глава итальянского правительства Бенито Муссолини. Всего жертвами катастрофы дирижабля «Италия» стали 17 человек.
А ледоколу «Красин» после завершения операции нужно было отправляться в Норвегию на срочный ремонт. Однако не прошло и нескольких часов, как экипаж опять получил сигнал SOS и уже шёл спасать получивший пробоину пассажирский лайнер «Монте-Сервантес».