Без Booking и Airbnb: как будет развиваться российский туристический рынок
После ухода Booking и Airbnb из России всё чаще стали слышны разговоры об импортозамещении в области туризма. Но простым копированием западных сервисов тут не обойтись.
Туристическая отрасль находится в кризисе ещё со времён пандемии. Глобальный ущерб из-за локдаунов составил примерно миллиард долларов. Из-за сегодняшней геополитической напряжённости убытки могут быть в 14 раз больше. Немалую роль в этом играет уход Booking, который занимал примерно 40 процентов российского рынка бронирования отелей, сообщило издание RB.ru.
Полноценных аналогов ему так и не появилось. В России нет платформ, на которых будет выстроено взаимодействие между отелями и площадкой. Существующие решения в основном строятся на интеграции с различными базами данных, которые выступают в роли посредника.
Также сложности возникли с покупкой авиабилетов. Все ведущие GDS-компании, вроде Saber и Amadeus, перестали обслуживать “Аэрофлот”. Российский сервис “Сирена-трэвел” получил аккредитацию лишь в 24 странах, 17 из которых запретили полёты. Сейчас туристический бизнес в России подстраивается под новую реальность, которая вместе с трудностями несёт и возможности.
После ухода иностранных компаний и сервисов открывается множество ниш для отечественных стартапов. К примеру, из-за обострения отношений с Западом вся информация теперь будет перемещаться в Россию. После ухода Booking никто централизованно не собирает данные. Отечественные разработки, вроде аналитической панели от «Сбера», являются нишевыми и не дают полную информацию. Из-за этого у перспективных разработчиков в сфере Big Data и аналитики есть все шансы занять рынок.
Channel Manager — это сервис, который синхронизирует данные о статусе и стоимости услуг проживания на различных тревел-агрегаторах. Эти продукты помогают отелям в дистрибуции. Лишь одна пятая от всех объектов размещения сейчас работает с такими решениями. Самые популярные из них — Bnovo, Travelline и Maxi-booking. Эти сервисы выгодны не только отельерам, но и государству, которое с высокой вероятностью сможет помочь перспективным разработчикам.
Собственной туристической цифровой экосистемы сейчас нет ни у одного государства мира. За счёт такой платформы можно будет объединить всех участников бизнеса. Их взаимодействие в единой среде серьёзно повысит эффективность работы и привлекательность индустрии. Реализовать подобную задачу сложно, но возможно. Перспективным разработчикам из России выпал шанс задать собственный тренд за счёт создания этого решения.
По сути, туристическая цифровая экосистема — это шанс для России обойти все популярные зарубежные аналоги. Единое решение поменяет подходы к импортозамещению. Конечно, важно понимать, что запуск экосистемы займёт много времени. Ошибочно будет при её создании опираться лишь на IT-компетенции, не консультируясь с экспертами туристического рынка. Особое место в этой экосистеме нужно отвести Big Data. Если сделать инфраструктуру развивающейся и подстраивающейся под запросы туристов, то вся экосистема сможет меняться в соответствии с трендами.