Без будущего: почему сервисы экспресс-доставки ждёт провал
Пандемия стала временем расцвета сервисов экспресс-доставки продуктов. Их рост был стремительным, как и последующее падение. Сегодня стартапы переживают массовые банкротства, сокращают географию и штат.
Многим экспертам ситуация напомнила пузырь доткомов. Но можно определить и некую закономерность ошибок. Одним из таких примеров стал американский стартап Jokr. Он смог привлечь 430 миллионов долларов венчурного капитала и с большими амбициями зашёл на рынок. Компания обещала доставку продуктов за 15 минут без минимальной суммы заказа. Её филиалы работали в городах от Бостона до Боготы. Бизнес продержался чуть больше года, но в итоге ушёл с европейского рынка и значительно сократил количество филиалов по миру, сообщило издание RB.ru.
Jokr – не единственный в этом роде. Та же участь постигла других молодых бизнесменов. В лучшем случае они уволили сотрудников и закрыли свои иностранные офисы. В худшем – разорились.
По мнению профессора Гарвардской бизнес-школы Томаса Эйзенманна, бизнес экспресс-доставки не работал раньше и не работает сейчас. В 2021 году профессор провёл исследование на тему «Почему проваливаются стартапы». Он выяснил, что самая распространённая ошибка сервисов экспресс-доставки – неумение закрепить успехи и рост.
Первый интерес пользователей обходится им практически бесплатно, поскольку людям всегда интересна новая услуга. Но потом наступает время, когда нужно сформулировать своё ценностное предложение. Другими словами, экспресс-доставке нужно определить аудиторию, которая регулярно нуждается в определённых товарах и готова переплачивать за срочность.
Количество новых пользователей неизбежно сокращается и стартапы начинают придумывать промо-акции, что подрывает экономику бизнеса. Сервисы, доставляющие продукты за несколько часов, и без того имеют низкую маржинальность. А в нынешних условиях заставить людей использовать премиальную услугу сложно.
Хорошей идеей для экспресс-доставки являются дарксторы. Это небольшие склады, где онлайн-заказы можно компоновать быстрее, нежели в обычных магазинах. Чтобы охватить все районы города, нужны большие инвестиции для их строительства. Сложность заключается в управлении складскими запасами. Большую часть расходов лучше переложить на покупателя через наценку.
У сервиса экспресс-доставки всегда больше расходов по сравнению с традиционными компаниями. Если человек может получить товар быстро, он склонен к спонтанным покупкам. А если сумма заказа не имеет минимального порога, он может заказать что-то несущественное в любое время. Но расходы на курьера всё равно остаются прежними. Объединять заказы – тоже не выход, поскольку можно не успеть доставить всё за желанные 15 минут.
Таким образом, экономика «щедрых» стартапов практически всегда убыточна. Чтобы продержаться хотя бы до 2023 года, нужно как-то доказать её состоятельность. Победит в этой гонке тот стартап, который сможет быстро выполнить свои обещания.