Что на самом деле продаёт Илон Маск — электромобили или скандалы. Цена «Теслы» перевалила за триллион
Если 18 лет назад, когда «Тесла» выходила на первичный рынок (IPO), её акции оценивались в 17 долларов за штуку, то сейчас они стоят уже больше тысячи. А для получения контрольного пакета акций, как рассказало издание «Эксперт», Илону Максу в 2004 году пришлось заплатить всего лишь 6,5 миллиардов долларов. Вложение оказалось удачным.
В 2020 году компания Маска была излюбленным развлечением биржевых игроков, ставивших на её падение и «шортивших» «Теслу», начиная с 200-300 долларов за акцию. А сегодня мало кто рискует ставить на падение этой компании больше одного процента. И пока множились глубокомысленные рассуждения, что «Тесла» – мыльный пузырь, что она сильно переоценена и вот-вот схлопнется, стоимость её акций низменно росла. Так что же помогло этой компании выжить и преуспеть?
Возможно, дело в том, что акционеры на самом деле покупали не столько бумаги «Теслы» в надежде на ее будущее процветание, сколько хайп вокруг фигуры самого Маска. Отчасти такой космический взлет акций компании можно объяснить скачком инфляции 2020-го года, когда рынки накачивались триллионами эмиссионных долларов. Но, скорее всего, причина этого успеха заключается в умелой продаже Маском скандала и имиджа, как своего персонального, так и «Теслы». Ну и, конечно, продажами некой футуристической картины ставшего сегодня особенно модным и крутым высокотехнологичного и экологичного будущего.
По сути, Маск меняет не просто образ будущего и экономики будущего, а предлагает всё новые направления и решения. Покупатели продукции «Теслы» воспринимают её не просто как модный электромобиль. Для них владение таким авто – это прежде всего воплощение мечты о продвинутости, крутизне, это потребление, подобное искусству. Мечта и образ. Любой маркетолог скажет, что людям нужно продавать в первую очередь мечту — чем, собственно, и занят Илон Маск.
Но ведь до этого нужно было ещё додуматься. Нужно было превратить автомобиль из обычного средства передвижения в продвинутый гаджет. И Маск с этой задачей благополучно справился.
Финансовый успех Илона Маска, естественно, был бы невозможен без значительной государственной поддержки. Так, например, каждому покупателю электромобиля в США предоставляются налоговые льготы, составляющие 7,5 тысяч долларов. И, похоже, эти льготы будут действовать ещё как минимум 10 лет. Кроме того, «Тесла» получает государственные субсидии на производство аккумуляторов и льготные многомиллиардные кредиты.