Что поможет ребёнку развиваться гармонично: мнение экспертов
Начиная с 2010-х годов в жизнь школьника вошла цифровизация. Она оказала влияние и на образование, и на отдых детей, и на внеклассные занятия. Важным условием для успешной жизни является умение адаптироваться к любым условиям и постоянно учиться, в любом возрасте. Обучение стало непрерывным и пожизненным, ведь полученные знания довольно быстро могут устареть в современном мире с его ритмом жизни. Об этом рассказал сайт «Национальные проекты России». Многие процессы перешли в дистанционный формат, в связи с пандемией коронавируса. Но сторонники традиционного подхода к обучению справедливо отметили: необходимо живое общение для эффективной передачи знаний.
В каком мире дети будут жить лет через 10-20, предсказать сложно. Поэтому взрослые не совсем понимают, к чему готовить детей, как с ними себя вести. Современные модели школьного образования в России основаны на одном стандарте для всех учеников.
Эксперты всё чаще говорят: такая система безнадёжно устарела. Это довольно усреднённый контент, который рассчитан на «усреднённого» школьника. Конечно, такой подход стал гарантией, что все дети получат шансы сдать ЕГЭ, вне зависимости от способностей и потребностей каждого. Однако такие модели не позволяют раскрыть потенциал каждой личности и не помогают добиться ребятам максимальных успехов. Детям даже приходится действовать вопреки школьным требованиям.
Для того, чтобы заниматься любимым делом и реализовать свои таланты, дети и их родители прибегают к дополнительному образованию. Оно может стать окном в профессию, возможностью постигать её уже в юном возрасте. Дополнительное образование требует большей ответственности. Оно помогает детям преодолевать страх ошибки и осуждения. Ошибки становятся не проблемой, а частью поиска решения.
Школьникам бывает довольно трудно сочетать учёбу с дополнительным образованием, кружками и секциями. В школах большие нагрузки, много домашки, огромное количество учебных материалов, заданий, тестирований. Добавим сюда дорогу, чтобы добраться до любимой секции. Такие поездки в транспорте забирают по несколько часов в день у ребёнка, если он настроен серьёзно и предпочитает много тренироваться, работая не только для удовольствия, но и на результат.
Фигуры школьного учителя и наставника довольно различны. Учитель чаще всего является навигатором, который даёт маршрут: где учиться, чему, по каким учебникам. Специфика школьного образования предполагает передачу огромного количества материала в короткие сроки. Поэтому учителям некогда быть наставниками, теми, кто способен передать свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок и помочь их исправить. Сил и времени у учителя не хватает, чтобы выйти за рамки школьной программы и сделать собственные занятия более увлекательными.
Раскрыть тему с интересной точки зрения, передать любовь к занятиям, научить дисциплине и ответственности — это в большей степени удаётся тренерам спортивных секций. Такие наставники иногда бывают и в обычных школах. Эту роль могут играть старшие товарищи с такими же интересами, либо «заряженные» родители.
Как минимум 70 процентов российских детей заняты, помимо школьного, дополнительным образованием. Исследования динамики в течение четырёх лет показали: охват растёт. К сожалению, есть и такие дети, которые не находят себя вне школы, не посещают секции, а свободное время предпочитают тратить на интернет-развлечения. Некоторые ребята не могут достаточно чётко сформулировать свои интересы и проявить настойчивость при появлении первых трудностей. Поэтому они бросают секции.
Скорее всего, в трудный момент рядом не оказалось родителей, способных понять ребёнка и помочь ему адаптироваться к жизненным переменам. Некоторые родители вообще не понимают, зачем нужно дополнительное образование, если детей сильно загружают в школе. В некоторых городах нет необходимой инфраструктуры. Также об интересных образовательных программах аудитория может попросту не знать, из-за отсутствия маркетинговых решений и умения «продавать себя». Однако те, кто занимается чем-то кроме зубрёжки учебников, имеют гораздо больше шансов найти дело своей жизни ещё в юном возрасте. А значит, начать развиваться в этом направлении раньше остальных, что даст преимущество при приёме на работу.