Дефицит пресной воды подтолкнул инвесторов к рискованным вложениям
Летом 2020 года Штаты страдали от изнуряющего зноя и пожаров, а инвесторы пытались использовать обстоятельства себе во благо. NASDAQ и CME Group создали индексный фьючерс, позволяющий предугадывать стоимость воды в Калифорнии и страховаться от скачков цен, сообщил «РБК Pro«.
Появление фьючерсов показывает, что изменение климата поменяло отношение акционеров к водным запасам. Раньше они относились к этому вопросу как к чему-то дешёвому и неизменному. Теперь же аналитики подсчитали, что к 2050 году половина населения Земли будет испытывать проблемы из-за дефицита воды. Они призывают мировые правительства всерьёз заняться этой проблемой и защитить один из важнейших ресурсов.
Сложившаяся ситуация поделила экспертов на два лагеря: одни считают, что государства должны оплачивать чистую воду, другие уверены, что лучшим способом сохранения воды будет введение частной собственности на неё. Но обе стороны сошлись во мнении, что чистой воды становится всё меньше, и она становится самым знаковым ресурсом 21 века, опережая нефть и газ.
Эксперименты по приватизации воды уже проходили в Великобритании в 1989 году. Тогда правительство продало всю систему водоснабжения компаниям, которые в итоге не справились со своими задачами, получив массу критики. Прежде всего им досталось за предоставление крупных компенсационных пакетов своим руководителям и дивидендов — акционерам. Без обвинений в утечках и загрязнениях также не обошлось. В результате девять крупнейших компаний увеличили объём займов на 51 миллиард фунтов, хотя на момент старта программы долгов у них не было. К тому же почти за 30 лет эксперимента они выплатили 56 миллиардов фунтов в виде дивидендов.
На сегодняшний день активнее всего водой торгуют Австралия и США. В бассейне Мюррей-Дарлинг постепенно сформировался рынок, который оценивается в два миллиарда австралийских долларов. Местные фермеры получили некоторый карт-бланш: они вольны самостоятельно решать, какое количество воды будут использовать для своих нужд, а какое будут продавать. В зависимости от цен на сельхозпродукцию и погоды, меняется и стоимость воды.
Американская компания Water Asset Management запустила инвестфонд для розничных инвесторов. Идея авторов заключается в сборе средств, которые будут вкладываться в стартапы, решающие проблемы улучшения качества воды и её экологичного использования.
Но некоторые эксперты уверены, что это не более чем желание заработать. Сама вода будет на втором месте. Директор по водным ресурсам аудиторской компании KPMG Сумулендра Гхош уверен, что идея ограничится нишевыми рынками. Подобные инструменты интересны только с финансовой точки зрения, когда как большинство людей интересует сохранение водных ресурсов, добавил он.