Дефицитные объекты: что не так со складами формата light industrial
Для отечественного рынка недвижимости формат light industrial остаётся новым. В России к нему относят все небольшие складские помещения, включая советские ангары. Спрос на объекты такого формата сегодня очень высок.
На текущий момент такие помещения составляют чуть более четверти от общего объёма складского рынка московского региона. Наибольшая часть из них — устаревшие и некачественные варианты, сообщил Forbes.
Обычно объекты представляют из себя спекулятивные складские комплексы, которые делятся на автономные блоки. Здания могут быть как отдельно стоящими, так и объединёнными под одной крышей. Новых помещений формата light industrial на рынке очень мало, а общий объём качественного предложения не превышает 60 тысяч квадратных метров. При этом, спрос на такие объекты в три раза выше. В Московском регионе его оценивают в 200 тысяч квадратных метров, что сопоставимо с суммарным объёмом качественной складской недвижимости.
Спрос продолжает расти и стимулируется программой льготной промышленной ипотеки. С её использованием проходят более половины сделок по покупке объектов light industrial. Как правило, один блок на 200 квадратных метров стоит в районе 20 миллионов рублей.
Несмотря на зафиксированный высокий спрос на light industrial, ряд экспертов скептически относится к этому формату. Например, в компании «Рентавед» напомнили, что разговоры о потенциале этого сегмента в России идут уже семь лет, а ситуация коренным образом так и не поменялась.
В целом, интерес к подобным проектам сдерживает их специфика. При реализации почти невозможно просчитать экономическую составляющую. Аудиторией этого формата чаще всего являются малый бизнес и стартапы, которые не готовы заключать долгосрочные договоры аренды. Для крупных инвесторов более предпочтительны стандартные склады, поскольку их легче сдать на долгий срок.
Оптимистично настроенные к light industrial, напротив, уверены в скором взлёте формата, к которому уже приковано внимание крупных девелоперов. Раньше игроки плохо понимали сегмент и относились к нему со скепсисом, но заинтересовались им после появления первых успешных кейсов.