Дорогу молодым: как Дэвид Джерард популяризовал студенческие кредиты
Карьера Дэвида Джерарда не похожа на шаблонные истории успеха. Свой первый стартап Upstart он создал в 2012 году, когда ему было 46 лет. Однако возраст сыграл бизнесмену на руку. Благодаря большому опыту в мире технологий предприниматель сумел основать платформу кредитования, которая одной из первых взяла на вооружение искусственный интеллект.
К началу нулевых Джерард уже успел поработать в Apple и ряде других IT-компаний. Он построил блестящую карьеру и мог рассчитывать на безбедное будущее, но всё же мечтал о собственном бизнесе. В 2012‑м он начал работу над платформой по получению кредитов через краудфандинг, сообщил «РБК.Pro».
Подобрать сооснователей для проекта оказалось непросто. Никто не хотел идти на риск, связанный с совершенно новой идеей. Тем не менее, в конечном счёте Джерарду удалось найти подходящих кандидатов. Первым сооснователем стал 20-летний Пол Гу, который работал над схожим проектом. Вторым сооснователем стала Энн Коунсельман, ранее работавшая вместе с Дэвидом. В Upstart она отвечала за административные вопросы и управление персоналом. Гу, в свою очередь, занялся аналитикой данных, а Джерард получил должность CEO.
Первоначально команда работала над продуктом, который называли «соглашением о доле в доходах». Он представлял из себя онлайн-платформу, на которой кредиторы давали заёмщику деньги, а затем получали процент с его зарплаты. Идея казалась грандиозной, но на практике бизнес не рос. Джерард решил работать над улучшением существующей модели, но наплыва клиентов так и не произошло. Компания приносила только убытки, а финансовая ситуация в какой-то момент стала критической. Тогда команда решила найти новую бизнес-модель. Upstart начала предлагать обычные потребительские кредиты и решение оправдало себя.
Запуск кредитной платформы в 2014 году оказался успешным. В отличии от конкурентов, Upstart использовала облачные вычисления и анализ больших данных для оценки платёжеспособности. Само по себе получение онлайн-кредита в то время не было новинкой, но пользователям приходилось долго ждать одобрения заявки и перечисления средств. Upstart же предлагал получить деньги на следующий день. В качестве целевой аудитории компания выбрала выпускников ВУЗов. Для оценки кредитоспособности фирма использовала данные о специальности, университете и проводила оценку заёмщика.
Традиционные банки в то время обычно принимали решения на основании кредитной истории. Из-за этого молодые люди казались для них ненадёжными клиентами. Разработанная Upstart методика оценки помогла решить эту проблему. В итоге получилась платформа, через которую традиционные банки начали выдавать займы выпускникам. В 2020‑м через Upstart было выдано 600 тысяч кредитов. В том же году компания провела IPO, на котором её оценили в 12 миллиардов долларов.