Эффект Стрейзанд: как поймать волну хэйта
Негативные отзывы в СМИ или в соцсетях человек или компания желает сразу удалить, чтобы не вредить репутации. Но эксперты говорят, что такие действия могут ещё сильнее вызвать волну хейта, называя это эффектом Стрейзенд. Учёные факультета права, гуманитарных наук и искусства австралийского университета Вуллонгонг связывают такие последствия с обратным эффектом цензуры. Об этом сообщил «РБК» со ссылкой на исследования специалистов в области изучения языка и pr.
Попытка удалить компромат в виде текста, фотографии или видео может привлечь ещё больше внимания к этому контенту. Так случилось с Барбарой Стрейзанд. Певица через суд потребовала от фотографа Кеннета Адельмана, который сфотографировал её дом, возместить ей материальный ущерб и перестать показывать и распространять снимки. Она посчитала, что публикация нарушила её частную жизнь и угрожает безопасности. Интересно, что фото дома артистки было в числе более чем 12 тысяч других работ Адельмана для правительственного проекта California Coastal Records Project, который исследовал эрозию на побережье Калифорнии.
Суд иск Барбары Стрейзанд отклонил. Более того, присудил певице возместить судебные расходы фотографа в размере более 150 тысяч долларов. Естественно это стало отличным информационным поводом для журналистов. В итоге, фотографии, на которые, может, никто бы и не обратил внимание, посмотрели более 400 тысяч раз, тогда как до суда было всего шесть скачиваний. С тех пор удаление компромата, которое вызывает ещё больше внимание к персоне или компании, стали называть эффектом Стрейзанд.
Учёные университета Вуллонгонг говорят, что цензура не всегда подавляет альтернативные взгляды. Напротив, она их порождает и ещё больше способствует распространению информации, которая человеку или компании абсолютно невыгодна.
Что же делать человеку или компании, если негативная информация всё же появилась, потом её удалили, а внимания к ней стало ещё больше? Директор по исследованиям и разработкам агентства КРОС Ксения Касьянова советует, во-первых, размыть поисковую задачу, так как интернет-пользователи всё равно будут искать удалённый контент через поисковики.
Во-вторых, можно публично объяснить, почему так произошло. Тогда в поисковике, кроме взглядов разных экспертов, потребитель информации найдёт и официальную точку зрения. Люди любят интригу. Если её раскрыть, то к ней потеряют интерес.
Может так произойти, что негатив, который просочился в сети или СМИ, на самом деле имеет под собой почву. В таком случае, выгоднее принести извинения. Так советует заместитель генерального директора коммуникационной группы «Михайлов и Партнeры» Эллен Пинчук.
Прежде чем попросить удалить информацию, подумайте, насколько дружественные отношения у вас с представителями источника. Есть опасность, что человек не только не выполнит просьбу, но и расскажет о ней, чем вызовет дополнительный интерес. К тому же у пользователей сети есть возможность сделать, например, скрин информации, тогда её удаление будет бесполезным.
Часто публикации бывают недостоверными из-за случайной ошибки или намеренного желания навредить репутации конкретного человека или компании. В таком случае важно опровергнуть или удалить фейк буквально в первые часы его появления. Можно, конечно, дойти и до суда. Но тут снова нужно помнить об эффекте Стрейзанд.
Чтобы не вступать в борьбу с хейтерами, не искать пути удаления негатива, последствия эти лучше предотвратить. Для этого нужно быть максимально открытым: тайна подогревает интерес. Публичные люди всегда на виду. Предусмотрите возможные неловкие моменты при появлении в обществе. Работайте над репутацией постоянно, а не только когда она терпит крах.
Появление негатива, хейта, компромата в адрес тех, кто на виду, кто на волне успеха — это неизбежно. Причиной тому может быть зависть, конкуренция. Поэтому большинство крупных компаний имеют протоколы по кризисному реагированию. Заранее прописанный порядок действий помогает PR-специалистам максимально быстро сработать и озвучить публично позицию компании по тем или иным вопросам. От скорости реакции зависит эффективность PR-политики.