
Экспресс-обучение: стоит ли верить IT-курсам

Заполонившие интернет рассказы про огромные зарплаты айтишников способствовали появлению большого числа IT-курсов. Организаторы предлагают освоить профессию за короткий срок и небольшие деньги.
При этом одни считают такой формат ответом на быстрое устаревание классического образования, а другие вообще не видят в нём пользы. Тем не менее, популярность курсов достаточно высока, сообщил «РБК.Pro».
Сами по себе обучающие онлайн-платформы значительно нарастили аудиторию во время пандемии. Образование стало более доступным и массовым продуктом, из которого опытные маркетологи сделали уникальное торговое предложение, где главная фигура — это успешный человек, которым непременно становится выпускник.
Потенциального покупателя привлекает доступность освоения IT-профессии с нуля и ближайшие перспективы работы с солидным окладом. Нет ничего предосудительного в дополнительном образовании или освоении новой специальности. Однако далеко не все выпускники действительно получают обещанный результат. Причина не в отсутствии качественных программ на рынке, а в нежелании некоторых людей серьёзно включаться в учебный процесс. Часто онлайн-школы позиционируют продукт, как быстрый и простой способ получить знания. Создаётся впечатление, что для этого достаточно только купить видео-материалы, но это формирует ложные ожидания. Если не прилагать усилия, даже классическое образование ничего не даст.
Ещё один приём, используемый онлайн-школами — это список солидных спикеров. Но на самом деле такие специалисты принимают участие только в создании контента, но не всей программы. В результате человек, который пришёл на учёбу ради конкретного эксперта, остаётся разочарованным.
В описаниях курсов авторы обычно указывают среднюю рыночную зарплату специалиста в столице. Но если проанализировать данные «Хабр Карьеры», можно сразу найти разницу с реальной зарплатой. Иногда она составляет более 50 процентов в меньшую сторону. Наличие сертификата онлайн-школы — ещё не повод претендовать на зарплату даже джуниора. На деле человек начинает с позиции стажёра или дополняет портфолио собственными проектами.
Совсем не случайно знаком качества становится не цена курса, а порог входа. Обучение может быть бесплатным, но серьёзный подход начинается со вступительных экзаменов. Как правило, до выпуска доходят не все. Проблема предлагаемых рынком учебных продуктов заключается в агрессивных маркетинговых методах, но не в рынке образования в целом.