Есть вопросы: запустит ли Казахстан завод по производству снарядов стандарта НАТО
Официального подтверждения, что такой завод по производству боеприпасов по стандартам НАТО будет строиться в Казахстане, пока не видно. А если такое предприятие действительно появится – ничего особенно неожиданного в этом не будет. В обсуждаемой новости партнёром Казахстана по созданию такого завода названа компания из Сингапура, который в НАТО, как известно, не входит, но со странами этого блока взаимодействует.
Однако у Астаны есть опыт военно-технического сотрудничества и непосредственно со странами альянса. Скажем, в декабре 2024 года казахстанская делегация во главе с министром обороны Русланом Жаксылыковым посетила несколько оборонных предприятий, а с руководством компании Baykar Defence заключила соглашение, предусматривающее, в том числе, «выработку дорожной карты по вопросу локализации производства тактических беспилотных авиационных систем и барражирующих боеприпасов оперативного уровня» на территории самого Казахстана.
Defence Blog приводит версию, что производство боеприпасов по стандартам НАТО на своей территории могло бы пригодиться Казахстану для поставок такой продукции на внешние рынки. Своя логика в этом есть. Действительно, гонка вооружений, которая активизировалась в разных регионах мира, повышает спрос и на артиллерийские снаряды. Однако ничего неожиданного в том, что Казахстан в будущем мог бы закупить вооружения, созданные по стандартам НАТО, для которого такие снаряды могли бы понадобиться, тоже нет.
Во-первых, Астана могла бы сослаться в этой ситуации на тот факт, что российский ВПК сейчас ориентирован прежде всего на удовлетворение потребностей собственных вооружённых сил в рамках СВО. Во-вторых, закупки вооружений у производителей из разных стран – в принципе распространённая практика, особенно у государств с многовекторной внешней политикой. В Москве такие планы, если бы они подтвердились, вряд ли вызвали бы энтузиазм, но, скорее, вопросы по этому поводу были бы заданы представителям Астаны на непубличном уровне.
Можно отметить, что артиллерийские боеприпасы премьер Казахстана Олжас Бектенов называл в числе «критически важной продукции», для выпуска которой должен быть создан «пул первоочередных проектов». Тем не менее, пока в рамках совместных военно-технических проектов Казахстана с сингапурскими партнёрами сообщалось о планах выпуска бронированных машин-амфибий, а не боеприпасов.
Что касается перспектив отношений Астаны и НАТО. Вступление Казахстана в альянс, даже если бы отношения этого государства с Россией стали максимально напряжёнными в будущем и даже если бы Астана покинула ОДКБ, было бы осложнено как минимум по формальной причине. Статья 10 Североатлантического договора предполагает, что действующие участники блока могут предложить членство в альянсе именно «европейскому государству». Кроме того, даже если представить ситуацию с серьёзным охлаждением между Москвой и Астаной, слишком тесное сближение последней с НАТО вряд ли понравилось бы Пекину.
В целом же вряд ли внешняя политика Астаны, касающаяся оборонных вопросов, в ближайшем будущем принципиально изменится: Казахстан останется в ОДКБ, но будет взаимодействовать и со странами НАТО. Шаги по более интенсивной модернизации силовых структур страны также явно продолжатся, но это не значит, что процесс будет простым. Ведь для таких целей, во-первых, нужно изыскивать бюджетные средства (о недостаточных, по их оценке, объёмах финансирования оборонных нужд ранее уже заявляли и некоторые казахстанские парламентарии), во-вторых, развитие собственной оборонной промышленности тоже требует решения целого ряда сложных задач. Скажем, что «принимаемые государством меры существенно не улучшили состояние данной отрасли», – не так давно заявлял депутат Сената Казахстана Геннадий Шиповских.
Текст подготовил: политический аналитик Михаил Нейжмаков.