Фокус на e‑commerce: «Яндекс» нашёл способ повысить маржинальность бизнеса
«Яндекс» стал лидером по выручке и темпам её прироста на отечественном рынке. Однако маржинальность в секторе электронной коммерции недостаточная, и компании нужен прорыв в финтех-направлении.
Обороты онлайн-торговли в России растут на 34 процента в год. Ожидается, что общий оборот превысит 11 триллионов рублей уже к 2025 году, а показатель оборота проекта «Яндекс.Маркет» за 2021 год утроится, сообщил сайт Finam.ru.
К тому же, «Яндексу«предрекли соперничество за статус главной компании в сфере технологий и телекоммуникаций с «Ростелекомом». Однако аналитики отметили снижение маржинальности по EBITDA и чистой прибыли. Причина кроется в увеличении доли проектов «Такси» и «Маркет» в выручке. «Яндекс» стремительно теряет привлекательность высокомаржинального бизнеса, поэтому компании придётся сосредоточиться на секторе e‑commerce.
Сотрудниками компании являются более 17 тысяч человек, а штат вырос очень быстро: в три раза за четыре года. При этом производительность труда очень высока для IT-сферы в России: более 18 миллионов рублей ежегодно, что сопоставимо со средними показателями IT-компаний Соединённых Штатов. Начиная с мая 2011 года акции «Яндекса» представлены на NASDAQ в США, а с 2014 года и на Московской бирже.
«Яндекс» обладает не только технологией поиска информации, но и огромной лояльной базой пользователей, что помогло оставить конкурентов позади. Выйти на иностранные рынки и таким способом расширить эту базу вряд ли получится из-за доминирования Google. Поэтому у «Яндекса» своя позиция: остаться лидером в России и наращивать выручку благодаря поисковой рекламе. Компания сфокусирована на интеграции всех своих сервисов в одно поле и создании суперсовременного приложения.
Аудиторию компании удаётся удерживать. Однако интернет-реклама постепенно исчерпала потенциал дальнейшего быстрого развития. Чтобы сохранить темпы роста выручки, «Яндексу» нужно вовремя обратить внимание на другие рынки. И сектор e‑commerce станет приоритетным: на сегодняшний день это крупнейший из рынков. Конечно, во многом это связано с пандемией и локдауном. Несмотря на быстрый рост рынка электронной коммерции, в общих оборотах ритейла его доля составляет пока чуть более 16 процентов, а значит, есть потенциал для развития. По прогнозам, к 2023 году доля онлайн-продаж увеличится минимум до 22 процентов.
Аналитики считают, что в результате«Яндекс» упрочит свои позиции ключевого представителя российского медиабизнеса. Ему уже удалось создать целую экосистему, в основе которой находятся информационные технологии. Компания стала прибыльной, к тому же, у неё нет долгов, и она преодолела зависимость от рынка рекламы.