Возможен ли в России новый НЭП
В условиях нарастания санкционного давления на Россию некоторые экономисты заговорили о том, что нужна политика «нового НЭПа». Речь идёт об истории, когда начатая по инициативе Владимира Ильича Ленина в 1920 году Новая экономическая политика позволила Советской России относительно быстро преодолеть последствия разрухи и Гражданской войны.
Ленин, предлагая переход от «военного коммунизма» к НЭПу, подчёркивал, что «командные высоты» должны оставаться в руках государства. Так что в рамках НЭПа не проводилась массовая приватизация крупной государственной собственности. В основном НЭП касался свободы торговли потребительского рынка, ремесленников и сельского хозяйства. К тому же стоит напомнить, что тогдашняя Россия была страной, где индустриализация ещё не была проведена.
Говоря о «НЭПе 2.0», прежде всего следует иметь ввиду раскрепощение предпринимательской активности, ослабление административного гнёта, а также точечное снижение налогов и предоставление льготного кредитования по тем направлениям, в развитии которых государство сейчас наиболее заинтересовано. В то же время нельзя абстрагироваться и от целого ряда факторов внеэкономического свойства, что уже принципиально отличало бы нынешний НЭП от большевистского. Речь идёт об установлении жёсткого контроля за попытками вмешательства силовиков в предпринимательскую деятельность. Нужны кардинальные меры по укреплению независимости суда и гарантий неприкосновенности частной собственности.
Эти меры тем более актуальны, что российской экономике в обозримом будущем предстоит функционировать в условиях жёсткого ограничения иностранных инвестиций и технологий. Такого не было даже во времена ранних периодов существования СССР, когда индустриализация во многом проводилась на основе западных технологий и с помощью западных инженеров, американских и немецких в основном. Важно также сохранить конкурентную основу экономики, расширяя её на высокотехнологичное производство и машиностроение, где велико влияние монополизма и госкорпораций. Это пока удаётся благодаря разумной рыночной в своей основе политике правительства. В экономической политике также важно перенести акцент с «кураторства» интересов крупного бизнеса на поддержку малого и среднего предпринимательства, доля которого в российской экономике не превышает 20 процентов. Тогда как в развитых странах оно даёт не менее 60 процентов ВВП.
Необходимо сохранять инвестиционное и технологическое сотрудничество с теми странами и отдельными контрагентами, с которыми это возможно в условиях санкций. История не знает примеров сколь-либо успешного развития в условиях финансово-технологической изоляции и экономической автаркии.
Как было отмечено в вышедшем в конце прошлого года докладе Фонда прогрессивной политики, срочно необходимо закрывать потребность в профессиях будущего, связанных с IT и социально-гуманитарными науками. Для этого требуется «раскрутка гаек» как на уровне образовательных проектов, так и общественном. Осуществить прогрессивный рывок могут только свободные люди с доступными ресурсами, а не новая гонка вооружений через «шарашки» и лагеря. Поэтому НЭП должен сочетать развитие не только экономических, но и гражданских свобод, тем самым требуя от системы частичной перестройки курса на сверхцентрализованное управление. С этим трудно не согласиться.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучил: Павел Русский
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции