
Пора ли распускать ОДКБ

Саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) прошёл в Ереване 23 ноября. И проходил он не в самые лучшие для организации времена.
ОДКБ подвергается масштабной критике по целому ряду направлений – причём критике изнутри, от населения стран-участниц. И критике оправданной. Во время недавнего обострения армяно-азербайджанского конфликта азербайджанские войска вторглись на признанную партнёрами по ОДКБ территорию Армении. Ереван подал официальный запрос о помощи, а Организация её не предоставила.
Отчасти потому, что значительная часть членов больше ориентировалась на Азербайджан. Но во многом потому, что Россия, занятая на Украине, не пожелала портить отношения с Турцией и рисковать ради поддержки прозападного армянского премьер-министра Никола Пашиняна. Москва выбрала не военный, а политический путь урегулирования.
В целом, ОДКБ критикуют за неспособность разрешать военные конфликты даже среди стран-членов организации. Примером тому можно привести киргизско-таджикский пограничный конфликт, который недавно в очередной раз перешёл в стадию боевых действий. Исходя из всех этих проблем внутри, целый ряд экспертов делает вывод, что ОДКБ больше не функционирует. Что Организация, по сути, не может больше выполнять главную функцию – обеспечивать коллективную безопасность. Однако списывать её со счетов всё-таки рановато.
Действительно, в ОДКБ наблюдается серьёзный кризис. Наблюдается отсутствие политической воли, сохранение напряженных отношений среди стран-членов, а также многовекторность некоторых правительств, выражающаяся в системной работе на подрыв организации. В то же время нельзя забывать, что при всех минусах и недостатках, ОДКБ является безальтернативной организацией. На сегодняшний день она представляет из себя единственный инструмент обеспечения безопасности и стабильности стран постсоветского пространства руками самих этих государств. Ни ШОС, ни тем более НАТО, не способны исполнять эти функции.
Да, они могут научиться – но времени на это нет. Количество угроз, с которыми сталкиваются бывшие республики Советского Союза, постоянно увеличивается. Это исламизм, растущие амбиции ряда региональных игроков (той же Турции), а также попытки стран Запада использовать постсоветское пространство для дестабилизации обстановки возле границ России и Китая. В этой ситуации рядовым странам ОДКБ нужно сосредотачиваться не на критике, и тем более не на подрыве организации, а на укреплении и усилении. Как самой Организации, так и своей роли в ней. Хотя бы потому, что от успешного функционирования ОДКБ зависит не просто безопасность, а выживание всех стран-членов. По сути только Россия способна защитить себя самостоятельно.
В свою очередь, Москве тоже необходимо укреплять свои позиции внутри организации. И не только военные. Не должно быть ситуации, когда Россия в рамках ОДКБ спасает режим какого-либо государства, а затем это государство открыто встаёт на сторону Штатов в их санкционной политике.
Текст подготовил: доцент Финансового Университета при Правительстве России Геворг Мирзаян
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции