Гипермаркеты потеряли интерес покупателей: Auchan и Metro лишились выручки
По итогам января-июня 2021 года сети гипермаркетов Auchan и Metro покинули десятку крупнейших по выручке российских ретейлеров. В топ-10 рейтинга, который составило консалтинговое агентство Infoline, поднялись маркетплейс Ozon и дискаунтер «Светофор».
Эксперты отмечают, что потребительские интерес смещается от гипермаркетов в онлайн-покупки, поэтому крупные ретейлеры продолжают терять прибыль. Но Auchan и Metro позитивно смотрят на развитие своего бизнеса, сообщил «Коммерсант». По оценкам аналитиков, год к год выручка Auchan упала на 17 процентов до 99 миллиардов рублей, а Metro осталась на своём уровне – 96 миллиардов. Ozon поднялся на девятую строчку с оборотом примерно в 142 миллиарда без НДС, а «Светофор» занял десятое место с показателем в 120 с половиной миллиардов.
На первом месте рейтинга находится X5 Group с выручкой больше триллиона рублей, далее идёт Магнит с 800 миллиардами. Третье место у Mercury Retail Group, которая владеет «Бристолем» и сетью «Красное-белое», с показателем выручки в 330 миллиардов рублей.
Генеральный директор Infoline Иван Федяков отметил, что Auchan отстаёт в росте по сравнению с конкурентами – сеть просто не успевает развивать мелкие форматы, чтобы конкурировать с «Пятёрочкой». Все попытки завоевать клиента в непрофильном бизнесе потерпели неудачу, а вот у Metro ситуация позитивнее: компания получила хорошие результаты в онлайн-канале, который уже формирует 10 процентов оборота сети, добавил Федяков.
В самой компании Auchan с оценкой агентства не согласились. Генеральный директор сети в России Иван Мартинович сказал, что в 2021 году выручка уже выросла на три процента, а сопоставимые продажи на пять процентов год к году.
«Мы инвестируем в клиентский сервис и цифровые решения, поэтому развитие продолжится», – добавил Мартинович.
Представители Metro отказались давать комментарии до момента официальной публикации. Впрочем, в Metro ждут позитивную динамику, особенно в четвёртом квартале.
Год 2021‑й у Auchan в принципе начался с неприятных новостей: генеральный директор Йоханесс Толай ушел со своего поста, который он занимал всего год. Его самым резонансным решением стало создание комитета, который будет контролировать деятельность сотрудников и самой компании, дабы пресечь возможную коррупцию. В результате было уволено несколько десятков сотрудников, а многие из них прошли детектор лжи. Когда общая картина вскрывшихся нарушений всплыла, стало известно, что ретейлер терял 100 миллионов долларов ежегодно только из-за коррупционных схем внутри системы.
Эксперты уверены: покупателей перестали интересовать гипермаркеты, которые не только отнимают много времени, но и требуют больших затрат на покупку впрок. К тому же упавшие доходы населения заставляют покупателей разбивать траты на неделю, что играет против гипермаркетов. Ковидные ограничения также не могли положительно сказаться на выручке гипермаркетов, многие из которых расположены в торговых центрах.
Аналитик Егор Макеев считает, что главной задачей операторов станет оптимизация. Площади можно дополнить общепитом, который работает на доставку. Конкретно Auchan и Metro имеет смысл направить больше сил на онлайн-каналы, добавил эксперт.
Похоже, что Auchan ждёт перерождение, поглощение или вовсе уход с рынка. Будем наблюдать.