Готова ли Москва на заморозку конфликта?
США под руководством Дональда Трампа смысла в продолжении конфликта с Россией не видят. Напротив, считая, что это напрасная трата времени и ресурсов, которые нужны североамериканцам на других направлениях. Для Трампа было бы желательным вовлечь Россию в сотрудничество для решения стратегических задач в XXI столетии, как их видит современная американская администрация.
Зеленский тесно взаимосвязан с рядом сил в мире. Принято считать, что инструкции сегодня он получает в Лондоне, Париже, Брюсселе и целом ряде других столиц. Однако никто из его партнёров не способен обеспечить Украину оружием и деньгами в полной мере – главным источником помощи был и остаётся Вашингтон. К тому же, несмотря на раскол НАТО – на сторонников нормализации отношений с Москвой и сторонников войны, – Штаты, возглавляющие полюс мира, всё равно имеют доминирующее влияние в альянсе и шире – в западном сообществе. Сохраняя контрольный пакет при принятии решений, Вашингтон способен заставить и другие столицы отказаться от продолжения конфликта. Зеленский может получать моральную, разведывательную и политическую поддержку где угодно, но Лондон и Париж, кроме необходимого уровня поддержки, обеспечить не могут. Если Трамп даёт приказ соглашаться на мирные условия, то Зеленскому ничего не остаётся, как соглашаться.
Но вот насколько нужна остановка конфликта Москве? Изначально конфликт был спровоцирован расширением НАТО на восток и гражданской, по сути, войной на Украине, где Россия стремилась сохранить остатки влияния и остановить обстрёлы мирных жителей Донбасса. Но с началом крупномасштабных военных действий ситуация изменилась. Во-первых, сформировалась экономика военного времени, которая начала подчинять жизнь страны своей логике. Во-вторых, постепенно Москва начала понимать, насколько сильно выросло её влияние в мире. Все крупные страны и блоки в том или ином виде строят свою политику с оглядкой на действия и мнение Кремля.
БРИКС и ШОС оказались намного более значимыми площадками, чем ПАСЕ, ОБСЕ, Совет Европы и G7. Более того, значение и уровень отношений Москвы и всех этих стран заметно вырос с начала СВО. Постепенно Украина перестала играть значимую роль в ситуации, превращаясь всего лишь в одно из полей мировой политической игры, где главным процессом стало строительство нового мирового порядка. По версии Москвы, это многополярный мир, где Китай, Индия, Бразилия и множество других стран становятся зависимыми от действий России. Фактически Москва становится центром силы, который организует целый полюс этого нового мирового порядка. Россия не обладает очень большой экономикой или населением, зато готова применять силу, не боится ни США, ни ЕС, ни НАТО. Это тот ресурс, который сегодня востребован в мире. С Россией считаются везде – даже если кто-то не любит её, всё равно признаёт влияние Москвы.
Намерение Кремля более-менее ясно, и есть главный вопрос: готовы ли Китай, Индия, Бразилия идти в фарватере российской политики? Отвечает ли курс на конфронтацию их интересам, и готовы ли они платить ренту за покровительство России в обеспечении их безопасности? Ещё один вопрос – это насколько лояльны постсоветские страны Кремлю? Не станут ли они частью санитарного кордона после начала полномасштабной войны с НАТО? И, наконец, насколько Россия готова в военно-техническом аспекте к полномасштабному противостоянию с блоком?
Пока мы видим уверенность Кремля в своих силах, поэтому прослеживается чёткий курс на повышение ставок, провоцирование ЕС к подготовке к войне и подталкивание США к возобновлению альянса с партнёрами по НАТО. Об этом прямо говорят первые лица России – это чётко читается в официальном нарративе. Отсюда легко предположить, что предложения Зеленского не интересны Москве, потому что главной задачей сегодня является курс на формирование нового мироустройства с суперпривилегированным положением России.