Хорошо без господдержки: лоукостер поделился секретами бизнеса
Небо, которое в условиях пандемии постепенно открывают для авиаперевозчиков, позволяет компаниям возвращать работников и восстанавливать доходы. Лучше всего с этим обстоят дела у лоукостеров. Подтвердил это генеральный директор венгерского авиаперевозчика Wizz Air Джозеф Варади, написал «Коммерсант».
Глава авиакомпании заявил, что за 2021 год им удалось приблизить количество перевозок до уровня 2019 года, когда ещё не было пандемии. Wizz Air по большей части восстановила свой трафик. Однако финансовые показатели всё ещё значительно ниже, чем были два года назад. Несмотря на это, по мнению Джозефа Варади, они не получали государственную помощь и считают, что она невыгодна воздушным перевозчикам. В отрасли должны действовать рыночные принципы. Только так можно создать здоровую конкуренцию, которая позволит сильным игрокам укрепить своё положение, а слабым — выйти из бизнеса, считает представитель венгерской компании.
Российских воздушных перевозчиков Wizz Air не рассматривает как конкурентов. По словам руководителя венгерской авиакомпании, они создают свою базу клиентов, стимулируя тем самым честную борьбу на рынке. При этом глава отметил, что в России нет конкуренции на международных рейсах. Рынок монополизирован. В результате, авиакомпании-гиганты устанавливают тарифы по своему желанию. Думать нужно об интересах пассажиров, которые хотят иметь выбор и никаких завышенных цен. Вот для этого и нужна здоровая конкуренция.
Джозеф Варади предполагает, что некоторые российские лоукостеры не выдержат серьёзной конкуренции. На форуме «Крылья будущего» он заявил, что в мире нет примеров таких успешных перевозчиков, созданных традиционными авиакомпаниями.
Выразил сомнения он и насчёт долгосрочных перспектив лоукостера «Победа». По его мнению, стимулирование авиации государством — это не самый эффективный путь для неё с точки зрения управления авиакомпанией, и выбора, на чём летать. Рынок, конечно, можно простимулировать низкими тарифами, но нужно понимать, как работать в лоукост-модели с невысокой маржинальностью.
Авиакомпания Wizz Air с марта 2020 года получила 35 новых самолётов. Всего их флот составляет 145 воздушных судов. Из-за пандемии они сократили 20 процентов персонала. Однако в 2021 году большинство вернули и ещё наняли новых сотрудников.
В отдалённой перспективе компания рассматривает совместное предприятие с российскими инвесторами и создание в нашей стране своего представительства. Пока же самолёты Wizz Air летают из аэропорта Внуково в Москве, из Санкт-Петербурга и Казани. Хотели бы зайти и в другие региональные аэропорты России, с которыми уже ведут переговоры. В Россию венгерские лоукостеры летают из Венгрии, Великобритании и в конце 2021 года планируют начать полёты из Объединённых арабских эмиратов.