
Стоит ли балканским странам стремиться в ЕС

“Тут играем, тут не играем, а тут рыбу заворачиваем” – примерно так сегодня выглядит международное право. И обострение ситуации на Балканах очередное тому доказательство.
Невозможность достичь быстрых результатов на Украине создает у западного альянса нервозность и срочную необходимость продемонстрировать хоть где-то хоть какой-то успех. Бывшая Югославия кажется удобным, а главное – уже опробованным полигоном для этих целей. Финансово предложить сегодня нечего и в ход идут странные “путёвки” в Евросоюз, который уже обозначили как “цветущий сад посреди диких джунглей”.
Так, 13 декабря Совет ЕС дал рекомендацию предоставить Боснии и Герцеговине статус кандидата в члены. По слухам, Косово и Метохия на днях собираются подать такую же заявку, и видимо обе они могут быть одобрены уже 15 декабря. Каким образом – загадка, поскольку по крайней мере пять стран членов ЕС – Испания, Кипр, Греция, Словакия и Румыния – не признают независимость Косово и, соответственно, в принципе не могут рассматривать возможность его присоединения к Евросоюзу.
Требования к кандидатам формально говорят о верховенстве права, усилении демократических институтов, борьбе с терроризмом и коррупцией. На деле же единственное, что требуется – это как можно более жёсткое отмежевание от России и соблюдение многочисленных санкций. Собственно единственная из балканских стран, которая ещё как-то пытается вести самостоятельную политику и не рубить топором исторические связи народов, – это Сербия. Она оказывается не только под давлением, но и уже в непосредственной опасности очередного военного конфликта.
Голландский парламент и вовсе предлагает ввести визовый режим между странами ЕС и Сербией. Но что даёт статус кандидата и стоит ли к нему стремиться? Этот вопрос уже подробно обсуждался в случае с Украиной и Молдавией, и в целом стало очевидно, что никаких обязательств ЕС на себя не берёт. И даже не гарантирует реальное членство (как было до 2020 года, когда этот процесс был необратим). Зато даёт повод к бесконечным вмешательствам и придиркам во внутренние дела страны-кандидата.
Трактовки свобод при этом весьма вольные. Вот, скажем, нападки на сербов в Косово никакими нарушениями не считаются и резолюция 1244 Совета безопасности ООН, которая впрямую оговаривает ввод сербских войск на территории, населённые этническими сербами, внезапно перестала учитываться, не будучи при этом отменённой – “тут мы рыбу заворачиваем”.
Сам же Евросоюз видимо не в состоянии оценить всю ту нагрузку, которую получат самые экономически могучие его члены, раскрыв объятия для не настолько благополучного юга и востока Европы. Главное – побольнее укусить Россию, ну или в крайнем случае Сербию, которой и в 1999 году никто не помог, да и в 2023‑м вряд ли поможет.
Текст подготовил: журналист, политолог Игорь Виттель
Озвучил: Павел Русский
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции