
Как создаётся тысячелетний бизнес

Компании бывают разные. Есть однодневки, созданные для проведения конкретных операций, а есть предприятия, в которые бизнесмены вкладывают свои надежды, душу и умения. И понятно, что любой основатель хотел бы, чтобы его бизнес развивался и жил долго, а желательно перешёл бы по наследству потомкам.
Средний срок жизни компании в США составляет 10 – 12 лет, причём в последнее время он сокращается. В России от создания до закрытия, продажи или слияния проходит четыре – пять лет. Это намного меньше чем на Западе, что в общем понятно, учитывая недавнее становление российского предпринимательства.
Когда говорят о долговечности бизнеса, под этим могут понимать совершенно разные вещи. Например, тульское производство систем ПВО является прямым наследником первого железоделательного завода, возникшего на местных месторождениях железных руд в середине XVII века. Невьянский машиностроительный завод, созданный по указу Петра I в 1701 году, действует по сегодняшний день. А Императорский фарфоровый завод — это прямой продолжатель Невской порцелиновой мануфактуры, основанной Елизаветой Петровной в середине века XVIII. Так что и в нашей стране, несмотря на войны и революции, сохранилось немало предприятий, существующих на протяжении нескольких столетий, хотя при этом они неоднократно меняли и хозяев, и организационную форму.
Но есть компании, долго живущие в практически неизменном виде под управлением одной и той же семьи. И как добиться, чтобы компания была не только долговечной, но и устойчивой? Как обеспечить потомкам стабильный источник дохода, защитив бизнес от слияний и поглощений?
Сегодня в мире насчитывается более девятисот компаний, основанных в 1700 году. И более половины из них расположены в Японии. За ней следует Германия, где сосредоточены 19 процентов старейших предприятий в мире, а за Германией – Австрия и Швейцария, на которые приходится по четыре процента. Среди старейших японских предприятий первое место по численности занимают производители сакэ, за ними идут кондитерские, следом – гостиницы и аптеки.
Более того, именно в Японии расположена старейшая в мире компания, основанная в 705 году. Это гостиница возле популярных термальных источников, куда на протяжении многих столетий японцы ездят лечиться и греться в холодный сезон. Среди самых знаменитых её постояльцев – первый сёгун Японии Токугава Иэясу. В числе японских компаний, которым больше 1000 лет, есть производитель религиозных товаров для буддийских храмов и монастырей, кондитерская, а также машиностроительное предприятие – наследник древней кузницы. Причём старейшими компаниями на протяжении всей их истории часто владеют и управляют до 50 поколений одной семьи. Устойчивость предпринимательских династий объясняется практикой усыновления, если прямые наследники у владельца отсутствуют.
Есть тысячелетние предприятия и в Европе. Зальцбург славится рестораном, одним из первых посетителей которого был Карл Великий. Книгу почётных гостей заменила летопись, зафиксировавшая посещение императором монастыря святого Петра и его трапезной, где сейчас как раз и расположен ресторан. В небольшом немецком городе Кров с 862 года работает семейный винный завод, который является самым старым представителем отрасли в мире. В Ирландии в городе Атлон с 900 года работает бар, который считают старейшим в мире постоянно действующим питейным заведением. Есть пабы, насчитывающие несколько столетий истории в Великобритании. А во Франции древнейшее предприятие — это Парижский монетный двор, основанный в 864 году и действующий по сегодняшний день.
И всё же, если не брать в расчёт государственные предприятия, каковы секреты живучести и устойчивости частного бизнеса? Во-первых, бизнес должен быть финансово удачным. Хороший и устойчивый доход – это лучший способ защиты от поглощения. Для предприятий услуг необходимо хорошее расположение. Японские тысячелетние гостиницы находятся возле термальных источников, веками привлекающих постоянный поток туристов. То же самое можно сказать о ресторанах и барах в оживлённых местах. Очень выгодное расположение — это уникальный ресурс, эксплуатация которого даёт возможность быть независимым долгое время.
Далее. Нужна финансовая независимость. Например, помещение должно принадлежать человеку на правах собственности. Кроме этого, долгоживущее предприятие не должно быть пригодно к масштабированию. Скупка виноградников, гостиниц или пабов не даёт владельцу значительной экономии на масштабе, что и обеспечивает возможность сохранить независимость.
Ну и самое главное. У долгоживущего предприятия должно быть живое авторское лицо. Необходимы семейные традиции, рецепты, которые создадут продукции неповторимую репутацию, притягательную для потребителя. Таковы, например, японские производители сакэ, гончары, делающие посуду в технике раку для чайной церемонии, европейские виноделы или кондитеры. Экономически успешное предприятие с уникальным лицом проживёт долго.
Текст подготовил: доктор экономических наук, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве России Алексей Зубец
Озвучил: Александр Алёхин
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции