Каршеринг по-советски: взлёт и падение проката автомобилей в СССР - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Каршеринг по-​советски: взлёт и падение проката автомобилей в СССР

21 ноября в 09:06

Сегодня каршеринг стал привычен для жителей крупных городов. Но мало кто знает, что подобная услуга была доступна и 60 лет назад во времена Советского Союза.

Безусловно, современный каршеринг сильно отличается от автопроката в СССР. Тогда тарификация, как правило, была почасовая или посуточная, в то время как сегодня стоимость услуги рассчитывают поминутно, сообщил сайт Авто.ру.

Впервые автопрокат появился в 1916 году. Тогда эту услугу начал предоставлять американский предприниматель Джо Сандерс. Аналогичная инициатива появилась в СССР в 1935‑м, когда в журнале «За рулём» предложили организовать сеть пунктов проката, где каждый гражданин мог бы взять машину для личных нужд. Но в то время идею так и не реализовали.

Об инициативе уже после войны вспомнил генсек Никита Хрущёв. Во время визита в США он пришёл в восторг от американской системы проката автомобилей и решил реализовать её на родине. С тех пор начинание получило мощный импульс. Хрущёв предложил открыть общие таксомоторные парки, планируя поддержать советскую экономику.

Первый пункт автопроката открылся в Москве в 1956 году. Изначально там можно было арендовать «Москвич» или «Победу». Затем ассортимент пополнился престижной «Волгой». Был в советском каршеринге и эксклюзив в виде внедорожника ГАЗ-​69, который так и не поступил в официальную продажу.

Минимальная цена суточной аренды автомобиля начиналась с 90 копеек в сутки. Бензин и пробег оплачивались клиентами дополнительно. Процедура получения машины представлялась очень простой. Необходимо было только оформить специальную прокатную карточку и отправиться с ней на ближайшую автобазу.

Тем не менее, в реальной жизни всё оказалось сложнее. Для получения прокатного удостоверения гражданам нужно было предоставить целую кипу документов. Забронировать машину по телефону тоже было непросто. Порой для получения заветного автомобиля людям приходилось занимать очередь на базе и дежурить под окнами всю ночь. Аренда часто заканчивалась досрочно, поскольку машины были не самого высокого качества.

Несмотря на все сложности, прокат всё же набирал обороты. В начале 60‑х подобные услуги предоставляли более чем в 40 городах страны. Будущее советского каршеринга казалось безоблачным. Инициативные группы в то время разработали многочисленные предложения по улучшению продукта. Вскоре власти пообещали открыть прокатные центры в каждом из 17 районов Москвы, доведя общий парк автомобилей до 14 тысяч единиц.

Но всё изменилось в 64‑м, когда Хрущёв был смещён с должности. Почти сразу интерес к прокату автомобилей испарился. В итоге некогда выгодный и удобный каршеринг к 70‑м превратился в услугу, доступную только иностранным туристам.

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.