«Кодекс таксиста» требует доработки: перевозчики и агрегаторы пожаловались на Минтранс
Более десяти лет власти пытаются урегулировать деятельность такси. Чётко установленных норм и требований к обеспечению безопасности пассажиров и качеству обслуживания в такси до сих пор нет. «Кодекс таксиста» попыталось в очередной раз создать Министерство транспорта и опубликовало для публичного обсуждения в сентябре 2021 года очередной законопроект. Таксисты, таксопарки и агрегаторы, о которых идёт речь в документе, выразили своё недовольство по отдельным его статьям. Но, по их словам, эти замечания Минтранс оставил без внимания. В итоге, представители объединений таксистов подали жалобу в Генеральную прокуратуру. Копию этого документа изучила «Российская газета».
Федеральный закон о такси должен вступить в силу в сентябре 2022 года, а отдельные его части — в марте 2023 года. Однако придут ли обе стороны к этому времени к согласию, пока сложно сказать. Межрегиональное объединение автотранспортных перевозчиков заявило, что процедуры публичного обсуждения документа не были соблюдены. Но главные претензии у таксистов всё же к содержанию документа.
Довольно большое внимание в проекте закона о такси уделено созданию трёх региональных реестров: автомобилей, перевозчиков и агрегаторов. По законопроекту перевозку пассажиров и багажа легковое такси осуществляет на основании разрешения, которое должно быть подтверждено в региональном реестре перевозчиков. По мнению руководителя объединения таксистов Андрея Абрамова, формирование реестра должно проходить на федеральном уровне. Большинство регионов не справились с ведением даже одного из них из-за нехватки средств. Все данные они вносят на бумагу, что затрудняет их анализ и передачу.
Безопасность пассажиров — ключевая задача, выполнять которую возможно только при соблюдении ряда требований к перевозчикам, таксопаркам и агрегаторам. Таксисты хотят, чтобы среди них работали профессиональные кадры, у которых большой стаж и высокая квалификация. Случайные люди, которые приходят в такси через агрегаторов, работать не должны. Интернет-сервисы же, напротив, заинтересованы в свободном притоке на рынок водителей и компаний-перевозчиков. Это позволит агрегаторам проводить свою ценовую политику.
Ответственность агрегаторов — ещё один пункт законопроекта, который вызвал споры. Согласно документу, сервис при передаче заказа несёт не меньшую ответственность, чем лицо, которое не имело водительских прав и причинило вред жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки.
Агрегаторы, которые выступают по сути посредниками между таксопарками и заказчиками, согласны выплачивать до двух миллионов рублей в случае серьёзной аварии, так как уже добровольно страхуют пассажиров на эту сумму. При этом они требуют внести поправки, что эта ответственность наступит только в том случае, если будет доказано, что у агрегатора была техническая возможность в режиме онлайн проверить информацию о наличии разрешения у водителя на управление транспортным средством.
Заместитель председателя комиссии по безопасности Общественной палаты России Александр Холодов считает, что, если компания устанавливает правила перевозки, назначает тариф, определяет, какие машины должны работать, то и отвечать за поездку должна именно она.
По мнению правозащитника в сфере легкового такси Елены Гращенковой, если поправки агрегаторов примут, то будут нарушены права 60 миллионов пассажиров. По её мнению, клиент никогда не сможет доказать в суде, что агрегатор мог получить сведения о разрешении на перевозку. Выступали агрегаторы и против установки таксометров в автомобилях. По их подсчетам, это может обойтись им в 100 миллиардов рублей. Взамен они предложили использование специальных приложений с аналогичной функцией.
Ещё один ключевой вопрос к разработчикам законопроекта — легализация работы самозанятых таксистов. По данным агрегаторов, среди перевозчиков уже почти 200 тысяч самозанятых граждан. Но, чтобы получить добро работать в такси, они должны оформить статус индивидуального предпринимателя или арендовать автомобиль с таким разрешением. Агрегаторы требуют установить для самозанятых возможность работать без ИП.
Заявление в Генпрокуратуру представители такси подали через электронный сервис ведомства и получили ответ, что обращение будет рассмотрено в установленном порядке. Так что утверждение законопроекта и его поправок снова отложено.