Кризис системы образования в России: реформа всё ближе - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Кризис системы образования в России: реформа всё ближе

22 января в 16:01

Советская система образования была не безупречна, но всё же одной из самых лучших в мире, если не лучшей. Болонская система так же не лишена недостатков, однако многие эксперты считают, что достоинств у неё гораздо больше. Отчего же российское образование не взяло из разных систем только наилучшее?

Сегодня уже стало традицией ругать ЕГЭ, видя в нём корень всех зол. Но ведь это только верхушка айсберга. И единый государственный экзамен сам по себе не способен нанести существенного вреда, сообщил Forbes.

У проблем образования масса аспектов, и складывались они не один год. После развала Союза советскую систему образования обвинили в неактуальности, направленности на выращивание исключительно функционеров, выполняющих волю вышестоящих. Упрекали её и в отсутствии демократии в отношениях учеников и учителей.

При этом как-​то забылось совершенно очевидное: именно советская система давала фундаментальные знания, навыки систематизации мира и самых разнообразных взаимосвязей в нём. Выпускник средней школы в целом был подготовлен к получению нового объёма информации практически во всех сферах: от литературы и иностранных языков до математики и физики.

Единственно, что реально подлежало критике – слабые практические навыки. Однако при реформе от системной подготовки школьников ушли, утонув в экспериментах, нахлынувших с Запада. С получением практических навыков не разобрались до сих пор.

ЕГЭ на самом деле не так уж плох, как форма проверки. Он реально требует освоения материала в той степени, как его требовала и советская школа. Просто, по мнению экспертов, ЕГЭ не надо делать единственным мерилом знаний. В его нынешнем виде это обычное натаскивание на результат, что пагубно сказывается как на учениках, так и на учителях.

Перевод высшего образования на Болонскую систему – пример точно такого же механического копирования. К признанию российских дипломов в ведущих странах мира реформа так и не привела. «Зато» разрушилась система подготовки научных кадров.

Ещё одна беда, не решённая до сих пор – качество учебников. Возникшая на заре реформы вольница в результате привела к вымыванию действительно хороших книг и воцарению пособий, который к школе нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Основная фигура реформы – учитель – на сегодняшний день ничего не выиграл, не получив должной мотивации. Престиж профессии на деле упал ниже советского.

Так как же вывести систему российского образования на должный, соответствующий всем требованиям современности уровень? В поисках ответа на вопрос эксперты сходятся в следующем: реформа образования обязана проходить по единым, выработанным исключительно профессионалами, стандартам. Она не должна дробиться по частям, а быть единой, с учётом всей линий – от начальной подготовки к школе до аспирантуры университета. Ровно так же нужно выработать стандарты по учебникам и прочим обучающим пособиям.

Школы не должны быть частью сферы предоставления услуг, каковой её усиленно пытаются позиционировать сейчас. Навести порядок поможет сильная сторона цифровизации, значительно облегчающая процессы обучения. Но это – в идеале, и при поддержке государства. Именно поддержке, а не командовании, считают эксперты, поскольку излишнюю идеологизацию система образования уже проходила. И нынешнее её положение в немалой степени следствие этого.

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.