Кризисные модели шопинга: к чему нужно готовиться ретейлерам
Граждане России на фоне усугубляющегося кризиса меняют стратегии шопинга. Они пытаются пополнить запасы товаров, на которые ждут повышения цен. Но, по мнению экспертов компании NielsenIQ, – это не навсегда.
Ажиотаж на товары повседневного спроса – временное явление. В течение 2022 года он будет объективно падать. Люди станут осторожнее принимать решения о покупке, поскольку столкнутся с сокращением доходов, вызванных инфляцией. Также в обществе имеет место прогрессирующая экономия, сообщил «РБК Pro».
Основные макроэкономические показатели, куда входят динамика ВВП и инфляция, определяют главные тренды ретейла. Исходя из этого можно отметить три кризисных периода, которые были в России на протяжении последних лет. Это было в 2008, 2014 и 2020 годах. Каждый раз экономика сталкивалась с двузначным уровнем инфляции. Новый кризис имеет практически те же тренды.
Согласно результатам опроса, четырёх из пяти российских покупателей беспокоит подорожание товаров и услуг, связанное с инфляцией. Уже на восьмой-девятой неделе 2022 года продажи товаров повседневного спроса выросли с девяти до 18 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
По большей части люди покупают продукты с длительным сроком хранения, горячие напитки, товары для ухода за собой и алкоголь. Подобный ажиотажный спрос ретейлеры наблюдали и в начале пандемии.
Тем не менее, у ажиотажного спроса в 2022 году есть своя особенность, обусловленная санкциями и уходом с рынка иностранных компаний. Люди массово покупают товары, на которые ожидают повышения цен или боятся их исчезновения с полок магазинов. Например, кофе. В натуральном выражении продажи горячих напитков достигли 23 процентов.
Опыт пандемии позволяет сделать вывод: после периода, когда люди пополняют запасы, продажи резко падают. Производителям и ретейлерам придётся с этим столкнуться, учитывая стремление покупателей к экономии. Также нужно будет принимать во внимание меняющуюся геополитическую обстановку. Поэтому уже сейчас многие пересматривают внутренние бизнес-процессы и главные инструменты управления продажами.