Лгать и притворяться: какие навыки осваивают учёные во время войн - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Лгать и притворяться: какие навыки осваивают учёные во время войн

11 мая в 10:00

Холодная война заставила многих учёных осваивать навыки работы с секретной информацией. Они учились молчать, успешно проходить полиграф, лгать родным и друзьям, а также избегать общества неблагонадёжных людей.

Всё это требует колоссальных эмоциональных усилий. В связи с этим многие деятели науки старались не работать с секретной информацией и предпочитали заниматься чем-​то более безопасным, сообщил Forbes.

В разные периоды существования общества тесная связь науки и военных разработок приводила к большим прорывам в технологиях. Вместе с этим, многие исследователи становились заложниками милитаристических планов правительств своих стран. Профессор истории и социологии науки Сьюзан Линди в своей книге «Разум в тумане войны» исследует, каким образом шло взаимодействие научных открытий и государства.

Холодная война поставила учёных США перед трудным выбором. Они занимались исследованиями на благо человека, но на практике были втянуты в военные разработки. Избежать такого симбиоза чистой науки и милитаристических планов руководства страны было практически невозможно. В противном случае им грозили судом, штрафами или депортацией. Времена маккартизма для многих деятелей стоили работы и карьеры.

Сознательно втянуть себя в такую работу помогали периодические волны патриотизма. Многие учёные считали себя аполитичными, несмотря на участие в разработках оружия массового поражения.

Обстановка строжайшей дисциплины и постоянный контроль над собой в каждую минуту является разновидностью эмоционального труда, который когда-​то был описан социологом Арли Хохшильдом. У одних учёных была собственная система хранения секретов, как у биофизика Йельского университета Эрнеста Полларда. Другие же учились постоянно лгать окружающим, как это делал палеоботаник Ральф Уоркс Чейни.

В профессиональном мире возник скрытый учебный план и комплекс навыков, которые стали неотъемлемой частью подготовки учёных, работающих на «оборонку». С 50‑х до 70‑х годов XX века учёным из разных американских сообществ под благовидными предлогами приходилось создавать оружие и трудиться на оборонную промышленность. Для части из них ситуация была катастрофической.

Вполне объяснимо возникновение организаций, которые занимались проблемой милитаризации науки. Например, Пагуошское движение или либеральная Федерация американских учёных, а также радикальная группа «Наука для людей». Многие специалисты не хотели отказываться от военных разработок, если планировали продолжать заниматься наукой. Их стратегия и действия во многом похожи на поведение людей, живущих в тоталитарных системах.

Информация под грифом «секретно» требовала от людей не только молчания и осознания ответственности перед законом. Необходимо было учиться безопасно работать с архивами и библиотечными фондами, а также вводить в заблуждение окружающих. Учёные также должны были уметь правильно вести себя на слушаниях по вопросам допуска к секретам и скрывать свою причастность к военным объектам.

Необходимо было стать безупречными в жизни и разбираться во многих сложнейших вопросах конспирации. Они должны были воздерживаться от критики военного вмешательства США в другие страны. По словам математика Сержа Ленга, в 1970 году математическое сообщество США было сильно «запугано» возможностью попасть в списки ФБР. Это могло стоить карьеры, финансов и любимой работы.

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.