Ловушки аджайл-методологии: как правильно выстроить работу команды программистов
Основатель одной из крупнейших облачных платформ Twilio Джефф Лоусон стал миллиардером благодаря своим уникальным управленческим способностям. Будучи программистом, он умеет ловко мотивировать разработчиков.
В своей книге «Спроси разработчика» Лоусон делится секретами эффективной коммуникации и построения рабочего процесса. Его опыт даёт руководителям работающие инструменты, сообщил Forbes.
У менеджеров и начальников вызывает большую досаду неспособность команды программистов придерживаться жёсткого дедлайна. По мнению Лоусона, в разработке ПО есть четыре аспекта: функции, сроки, качество продукта и его определённость. Можно выбрать три из них, но получить сразу всё нереально, поскольку в стремлении уложиться в срок разработчики будут упрощать многие элементы. Поэтому лучше сразу определить, каким из аспектов можно пожертвовать.
Соблюдение сроков поможет завоевать рынок, но при этом клиенты будут сталкиваться с ошибками, проблемами масштабирования, безопасности или чего-то ещё. На этом этапе прогресс остановится, поскольку специалистам нужно будет исправлять базовые вещи. Продукты, созданные по методологии гибкого аджайл-подхода к разработке ПО, имеют сильно ограниченный функционал.
Главным Лоусон считает качество. Оно всегда должно быть в приоритете. Клиенты редко заинтересованы в какой-то одной функции. Их интересует сразу всё. Задача руководителей и менеджеров по продукту – выделить второстепенные опции, которые можно добавить позже.
Когда горят сроки, привлечение к работе над проектом дополнительных специалистов вряд ли даст результат. Это кажется парадоксом, но новый программист должен ознакомиться с кодовой базой и стилем работы команды. На это может уйти несколько месяцев. Безусловно, всегда есть точки остановки. В это время лучше проводить переоценку и перераспределять задачи. Однако не нужно заниматься этим в самый разгар работы, особенно когда есть риск отстать от графика.
Аджайл-методология может подавлять творчество. Ещё один недостаток подхода – ежедневные совещания. Творческие люди часто работают в потоке. Такое состояние не нужно прерывать, заставляя всех жить по распорядку. Чтобы понять потребности клиента и глубоко вникнуть в его бизнес, разработчикам нужна свобода. Но чрезмерно строгое следование методологии аджайл может дать им понять, что всё это неважно и главное соответствовать ожиданиям системы. По мнению Лоусона, нельзя позволить менеджерам по продукту и разработчикам попасть в эту ловушку.
Методология аджайл при создании программного обеспечения сама по себе неплоха для разработчиков. Но при этом задача руководителя – следить за вовлечённостью сотрудников. Здесь очень важно чувство меры. Команда должна сама определить свой стиль работы.