Лёгкость и безопасность: как работает автоматическая коробка передач
Под «автоматом» скрывается сразу несколько различных механизмов. Их объединяет только общая идея обеспечения автоматического переключения передач.
Существует несколько видов таких трансмиссий. Это классическая гидротрансформаторная коробка, “робот” и вариатор. Каждая из них делает процесс управления машиной проще, ведь автомобилисту больше не требуется думать над выбором оптимальной передачи, сообщили Autonews.
Впервые судовой автомат был создан в Германии инженером Германом Феттингером в 1902 году. Полноценную коробку передач по этой технологии запатентовал в 1935 году Оскар Бэнкер. Классический гидротрансформаторный автомат был создан в 1940 году и используется до сих пор.
Передачи в такой коробке переключаются с помощью многофункциональной гидромуфты. Делать это плавно позволяет гидротрансформатор, который передаёт коробке крутящий момент двигателя. Принцип работы заключается в давлении жидкости. Гидротрансформатор после запуска двигателя начинает циркуляцию масла, которое при прохождении крыльчатки реактора делает механическую силу маховика гидравлической.
В коробке типа вариатор конические шкивы лежат в основе трансмиссии. Один из них связан с двигателем, а второй – с колёсами. Оба вала соединены ремнём и имеют обращённые вершинами друг к другу конусы. Изменение зазора между ними меняет передаточное отношение. Чем дальше конусы друг от друга, тем ближе ремень к оси вращения.
Коробка “Робот” является механикой, которая дополнена различными сервоприводами. Ту или иную передачу здесь выбирает электроника.
К основным преимуществам автоматической коробки передач относится лёгкость эксплуатации, плавность движения и высокая безопасность. Среди недостатков выделяется дороговизна и высокий расход топлива. Кроме того, машины с автоматом тяжелее переживают экстремальные нагрузки и их не стоит буксировать на большие расстояния.
Для продления жизни коробки переключать состояния D‑R-P следует лишь при зажатом тормозе. На любых неровных поверхностях машину можно оставлять в режиме парковки только со стояночным тормозом. Следует помнить, что резкая и агрессивная езда делает жизнь автоматов короче. Но если двигаться на автомобиле плавно, то трансмиссия прослужит долго.
Если производитель рекомендует менять масло и фильтры – это нужно делать обязательно. Также зачастую приходится менять уплотнительные прокладки, кольца и поддон. Если коробка подвисает или при её работе происходят различные рывки и толчки, то следует посетить автосервис. Попытки самостоятельно решить эти вопросы, как правило, заканчиваются неприятностями.