
Марка для интеллигентов: почему шведский бренд Saab прекратил существование

Автомобили шведской марки Saab всегда славились высоким качеством и самобытным дизайном. Но выход от занятой в своё время ниши привёл компанию к катастрофе.
Saab подходил не каждому водителю. Газета The Los Angeles Times описывала владельца этой машины как интеллигента, представителя среднего класса, у которого в жизни всё наперекосяк. Такой же странной и нелепой выглядит судьба самой компании, прекратившей существование в 2011 году, сообщил «РБК.Pro«.
Saab была основана в шведском Тролльхеттане в 1937 году по инициативе властей. Изначально компания производила авиатехнику для нужд военно-воздушного флота. В 44-м стало понятно, что война идёт к концу, и предприятие было решено преобразовать в автомобилестроительное. Первая модель Saab 92 была запущена в производство в 1949-м. Автомобиль зарекомендовал себя как инновационный и слегка странный из-за необычной формы кузова и довольно скромного двигателя.
В течение следующего десятилетия конструкторы совершенствовали своё творение, и в 60-м была выпущена модель Saab 96. Она очень понравилась известному шведскому гонщику Эрику Карлссону. Он выиграл на ней немало заездов, что работало лучше любой рекламы.
В 1967 году миру была открыта очередная модель — Saab 99, которая вобрала в себя всё лучшее от предшественниц. Вскоре про марку стали говорить за пределами Европы. После объединения с производителем грузовиков и дизельных двигателей Scania-Vabis Saab смогла существенно нарастить объёмы. В 1977 году вышел главный хит: Saab 900 стал первым в мире автомобилем с турбонаддувом, и вместе с узнаваемым дизайном это позволило бренду завоевать огромную популярность. Именно тогда марку стали ассоциировать с интеллигентами, которые ценили высокое качество за разумные деньги. В 1985 году издание Fortune описывало владельцев Saab как бывших хиппи, разбогатевших, но сохранивших дух бунтарства.
Чрезмерная самобытность и нарочитое противопоставление себя другим сыграли с маркой злую шутку. В 1985 году компания продала в США всего 35 тысяч автомобилей. После этого продажи начали стабильно падать. В начале 90-х на помощь шведам пришёл концерн General Motors. Он выкупил 50 процентов шведского предприятия и планировал нарастить производственные обороты. Однако попытка скрестить самобытность Saab и стремление General Motors к стандартизации стали началом конца. Даже самые преданные фанаты марки стали отказываться от приобретения новинок.
Разразившийся в 2008 году кризис привёл General Motors на грань банкротства, и её убытки составили почти 39 миллиардов долларов. Компания была вынуждена продать Saab нидерландскому производителю спорткаров Spyker Cars. Но денег на новые разработки у шведов не было. Их было вызвались спонсировать китайские инвесторы, но General Motors не захотела передать азиатским производителям свои технологии. Итог был ожидаем: в декабре 2011 года Saab объявила о банкротстве.