Маркетплейсов станет вдвое больше: выживут не все
Количество маркетплейсов, зарегистрированных в реестре Центробанка, может удвоиться к концу 2021 года. Их создатели активно инвестируют в развитие площадок миллиарды рублей, так как на кону борьба за огромную клиентскую базу, а значит и прибыль.
Тем не менее, в век корпораций шанс остаться на длинной дистанции есть только у крупных и универсальных проектов. Остальных ждёт менее радужная участь. Так, спустя всего год после принятия закона «О совершенствовании финансовых сделок с использованием финансовой платформы», который регулирует деятельность маркетплейсов, в реестре Банка России появились организации, которых не было в первоначальных проектах. Одной из таких платформ стала «Сравни.ру», сообщил «Коммерсант».
До конца 2021 года реестр должен пополниться и другими игроками. Например, «Промсвязьбанком» и порталом «Банки.ру», которые активно прорабатывают это направление.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина ранее заявляла, что реестр может пополниться также порталами-агрегаторами, деятельность которых не регулируется. В таком случае регулятор будет мониторить их деятельность, вмешиваясь в соответствии с законодательством, если это потребуется.
Главная особенность и плюс маркетплейса – возможно купить продукт непосредственно на платформе, не посещая офис компании или кредитной организации. В этом направлении активно движутся «Финуслуги» Московской биржи, уже протестировавшие возможность открытия банковских депозитов и кредитов на платформе, а также запустившие продажи полисов ОСАГО.
Проблемой развития нового направления будет только стоимость разработки, которая может превышать миллиард рублей. Ещё одной сложностью станет обязательная идентификация клиента. Только лишь онлайн-идентификации будет недостаточно, поэтому к клиенту будет выезжать курьер, который сфотографирует человека с паспортом, после чего он сможет воспользоваться продуктами.
Эксперты уверены, что в ближайшие годы начнётся борьба за идентифицированных клиентов. Ожидается примерно три миллиона уникальных посетителей в месяц до конца 2021 года. На конец лета таких пользователей было несколько тысяч. Одним из путей развития станет агентское направление, когда маркетплейс предлагается клиенту в точках продаж.
Тем не менее, большинство участников рынка сходятся во мнении, что на первых порах развития рынка произойдёт жёсткая конкуренция, в результате которой выживут пара-тройка крупных игроков, которые будут максимально универсальны. Остальные поделят между собой нишевые сегменты.