«Метавселенная» гораздо ближе, чем кажется. Но она уязвима
Новым трендом стал термин «Метавселенная». Начались разработки технологий, связанных с появлением, развитием и внедрением новой реальности. По мнению экспертов, «Метаверс» как проект Facebook имеет уязвимости.
В компании Facebook уже приступили к работе множество инженеров, выпускающих видеоигры. Долгосрочные планы предполагают большой интернет-прорыв, которым станет метавселенная. В течение многих лет глава Facebook Марк Цукерберг вынашивает идеи создания нового онлайн-мира, который будет связан с популярной социальной сетью. Однако видение Цукерберга пока не реализуется. Под ударом вновь окажутся личные данные пользователей, а контент может стать по-настоящему вредоносным. Об этом сообщил сайт Apnews.com.
Аналитик иммерсивных технологий для компании Gartner Туонг Нгуен отметил: трудно назвать и описать то, что ещё не создано. Представители Facebook заявили, что на разработку соответствующего продукта уйдёт более 10 лет.
«Метаверс» создают как уникальную платформу. Многие назвали её виртуальной реальностью, в которую можно попасть, а не просто глядеть на монитор и приобщаться к тому, что на нём происходит. Предполагается, что она станет миром виртуальных сообществ, связанных друг с другом. Люди смогут в нём общаться, встречаться, работать, отдыхать, играть. При этом в ход пойдут специальные приложения для смартфонов, очки дополненной реальности, гарнитуры виртуальной реальности. Также туда войдут покупки и соцсети.
Разработчики обещают создать виртуальную жизнь, такую же, как физическая. Вспоминается роман «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, который ещё в 90‑е годы предсказал появление виртуального города Диптаун. По сюжету пользователь компьютерной игры застрял в виртуальном мире, а главному герою пришлось его спасать.
В метавселенной можно будет купить и надеть цифровую одежду, отправиться на работу, в путешествие или на концерт. Есть идея и для онлайн-работы: коллеги будут видны не благодаря аватаркам и видеозвонкам, а как реалистичные образы. Уже появилось программное обеспечение для встреч Horizon Workrooms, к которому необходима соответствующая гарнитура. Правда, стоит она 300 долларов, что делает её недоступной для многих пользователей. В общем, первые отзывы оказались не очень хорошими.
По заверению разработчиков, метавселенная позволит телепортироваться. Технологическим компаниям придётся как-то связать свои интернет-платформы друг с другом. А значит, необходимы некие общие стандарты.
Цукерберг видит новые разработки важной частью цифровой экономики для следующего поколения. А Facebook, по его мнению, превратится в «Метаверс», перестав быть просто соцсетью. Он даже запланировал изменить название компании, а «устаревшие» Instagram и Facebook отдать материнской фирме, ориентированной на будущую метавселенную. Притом глава Facebook добавил, что «Метаверс» нельзя назвать исключительно проектом Фейсбука, потому как в одиночку невозможно создать такое огромное, сложное виртуальное пространство. А значит, вряд ли кто-то будет доминировать в нём.
Есть и другие популярные компании и даже стартапы, обладающие потенциалом стать конкурентами на новом поле. Epic Games, которая создала популярную игру Fortnite, уже получила миллиард долларов инвестиций на создание метавселенной. У Roblox также есть свои планы создать уникальное цифровое пространство. Летом итальянский модный дом Gucci сотрудничал с Roblox по поводу продажи цифровых аксессуаров.
По всей видимости, Facebook будет пытаться перенести на «Метаверс» свою модель бизнеса, продажи рекламных возможностей и использование личных данных. Реклама станет важной частью нового пространства, об этом заявил сам Цукерберг. А значит, велик риск появления новых проблем с конфиденциальностью.
Венчурный капиталист Стив Джанг, специализирующийся на теме криптовалюты, заявил: «Мы хотим иметь возможность легко перемещаться по Интернету, но таким образом, чтобы нас не отслеживали и не контролировали». Порой кажутся забавными серьёзные попытки создать свободную метавселенную. В представлении фантастов это утопическая реальность. Только вот как освободить такую виртуальную реальность от окружающей действительности, а главное – от непосредственного влияния человеческого разума. Этот вопрос остаётся открытым.