«Много шума из ничего»: в Великобритании разгорелся новый театральный расовый спор
Новая постановка Королевского Шекспировского театра «Много шума из ничего» вызвала бурные обсуждения. Все актёры спектакля оказались темнокожими. Это понравилось не всем.
Решение заменить всех белых актёров темнокожими многим показалось странным и нецелесообразным. Однако художественный руководитель театра Эрика Уайман заявила, что такая критика является расистской. Об этом сообщила русская служба новостей «Би-би-си».
По словам Уайман, пьесы Шекспира не могут принадлежать одной лишь группе белых людей. Представители Королевского Шекспировского театра отметили, что стремились показать таланты во всём многообразии, чтобы любая аудитория могла узнавать себя в героях. Тем не менее, дискуссия продолжилась, а проблема оказалась неоднозначной.
Скандальную постановку «Много шума из ничего» организовал темнокожий режиссёр Рой Александр Уайз. Он творит в стиле афро-футуризма, который зародился в Америке в 1960‑е годы. Темнокожее население тогда испытывало притеснения и имело весьма ограниченные права. Своё возмущение неравным положением в обществе и осуждение расизма люди высказывали через искусство.
Афро-футуризм по сути стал эксклюзивной культурой — и по своей теории, и в практическом применении. Создатели данного течения — фанк-музыкант Джордж Клинтон и джазмен Сан Ра — принципиально не допускали в свои составы белых музыкантов, в отличие от других коллег с тёмной кожей. Следом пришли и другие сторонники афро-футуризма. Они стали пытаться создать свой собственный чёрный мир.
Великий режиссёр Акира Куросава уже привносил подобные решения в свои картины. Героев Шекспира – «Короля Лира» и «Макбета» – он перенёс в Японию периода Средневековья. Похожим образом он поступил и с классической русской литературой, когда экранизировал «Идиота» Достоевского и «На дне» Горького. Фильмы в итоге показали и проблемы японской жизни, и духовные искания русских людей. При этом никто не вздумал упрекать Куросаву в расизме или чём-то подобном.
Современный мир кино знает немало темнокожих актёров с поистине звёздным статусом. Это Уилл Смит, Сэмюэл Лерой Джексон, Дензел Вашингтон, Эдди Мёрфи, Холли Берри, Виола Дэвис и многие другие. Идёт речь и о замене актёра Дэниела Крейга на нового темнокожего Джеймса Бонда. Однако вопрос остался открытым, правомерно ли, если темнокожие начнут играть традиционно белых персонажей.
Борьба за равноправие то и дело провоцирует серьёзные перекосы, которым трудно найти оправдание. Здесь можно вспомнить недавний пример вестерна от Netflix «Тем больнее падать». В картине темнокожие актёры играют роли шерифов, судей, банкиров, ковбоев, врачей. Белые люди, напротив, показаны как покорные жертвы.
Многие театральные и кинокритики, режиссёры и актёры уверены, что подобные фильмы и спектакли противоречат исторической правде, подрывают доверие зрителей к театральному искусству и индустрии кино. Искусство является не только развлечением, и уж точно не условностью и инструментом для политических и расовых баталий.