"Много шума из ничего": в Великобритании разгорелся новый театральный расовый спор - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

«Много шума из ничего»: в Великобритании разгорелся новый театральный расовый спор

16 февраля в 12:00

Новая постановка Королевского Шекспировского театра «Много шума из ничего» вызвала бурные обсуждения. Все актёры спектакля оказались темнокожими. Это понравилось не всем.

Решение заменить всех белых актёров темнокожими многим показалось странным и нецелесообразным. Однако художественный руководитель театра Эрика Уайман заявила, что такая критика является расистской. Об этом сообщила русская служба новостей «Би-​би-​си».

По словам Уайман, пьесы Шекспира не могут принадлежать одной лишь группе белых людей. Представители Королевского Шекспировского театра отметили, что стремились показать таланты во всём многообразии, чтобы любая аудитория могла узнавать себя в героях. Тем не менее, дискуссия продолжилась, а проблема оказалась неоднозначной.

Скандальную постановку «Много шума из ничего» организовал темнокожий режиссёр Рой Александр Уайз. Он творит в стиле афро-​футуризма, который зародился в Америке в 1960‑е годы. Темнокожее население тогда испытывало притеснения и имело весьма ограниченные права. Своё возмущение неравным положением в обществе и осуждение расизма люди высказывали через искусство.

Афро-​футуризм по сути стал эксклюзивной культурой — и по своей теории, и в практическом применении. Создатели данного течения — фанк-​музыкант Джордж Клинтон и джазмен Сан Ра — принципиально не допускали в свои составы белых музыкантов, в отличие от других коллег с тёмной кожей. Следом пришли и другие сторонники афро-​футуризма. Они стали пытаться создать свой собственный чёрный мир.

Великий режиссёр Акира Куросава уже привносил подобные решения в свои картины. Героев Шекспира – «Короля Лира» и «Макбета» – он перенёс в Японию периода Средневековья. Похожим образом он поступил и с классической русской литературой, когда экранизировал «Идиота» Достоевского и «На дне» Горького. Фильмы в итоге показали и проблемы японской жизни, и духовные искания русских людей. При этом никто не вздумал упрекать Куросаву в расизме или чём-​то подобном.

Современный мир кино знает немало темнокожих актёров с поистине звёздным статусом. Это Уилл Смит, Сэмюэл Лерой Джексон, Дензел Вашингтон, Эдди Мёрфи, Холли Берри, Виола Дэвис и многие другие. Идёт речь и о замене актёра Дэниела Крейга на нового темнокожего Джеймса Бонда. Однако вопрос остался открытым, правомерно ли, если темнокожие начнут играть традиционно белых персонажей.

Борьба за равноправие то и дело провоцирует серьёзные перекосы, которым трудно найти оправдание. Здесь можно вспомнить недавний пример вестерна от Netflix «Тем больнее падать». В картине темнокожие актёры играют роли шерифов, судей, банкиров, ковбоев, врачей. Белые люди, напротив, показаны как покорные жертвы.

Многие театральные и кинокритики, режиссёры и актёры уверены, что подобные фильмы и спектакли противоречат исторической правде, подрывают доверие зрителей к театральному искусству и индустрии кино. Искусство является не только развлечением, и уж точно не условностью и инструментом для политических и расовых баталий.

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.