Москва требует частичного снятия санкций в обмен на частичное прекращение огня
Вместо этого пошли заявления российских представителей о том, что консультации носили технический характер и рассказать, собственно, нечего. А резкие оценки главы российского МИД Сергея Лаврова в адрес Украины и Европы создали ещё более стойкое ощущение, что до прекращения огня на Чёрном море может быть довольно далеко. Григорий Карасин, российский переговорщик в Саудовской Аравии, в свою очередь, отметил, что там «далеко не всё решили, не во всём согласились, но то, что такой разговор состоялся… это очень своевременно с учётом прихода новой администрации».
В этой ситуации Белый дом выступил с собственным заявлением. Где сказано, что США и Россия договорились обеспечить безопасное судоходство, исключить применение силы и предотвратить использование коммерческих судов в военных целях в Чёрном море. Под последним следует понимать недопущение использования торговых судов для перевозки вооружений, на чём всегда настаивала Москва ещё в пору первого соглашения о зерновом коридоре и затем тщетных переговорах по его возобновлению. Также Белый дом упоминает готовность оказать содействие восстановлению доступа России к мировому рынку сельскохозяйственной продукции и удобрений, в снижении затрат на морское страхование, улучшении доступа к портам и платёжным системам для проведения таких операций. Правда, открыто не сказано о снятии санкций. Это всё тот же список, который выдвигала Москва как условие возобновления работы «зернового коридора».
После чего уже и Кремль не стал молчать и решил расставить все точки на i. Указав, что договорённости по «Черноморской инициативе» вступят в силу только после снятия санкций с «Россельхозбанка» и других финорганизаций, задействованных в торговле продовольствием и удобрениями, их подключения к SWIFT, открытия корсчетов.
Также санкции должны быть сняты с компаний-производителей и экспортёров продовольствия и удобрениями, равно как и работающих с ними страховых компаний. Не должно быть ограничений при обслуживании российских судов с такими грузами в портах. Должны быть сняты санкции на поставки в Россию сельскохозяйственной техники и товаров, задействованных в производстве продовольствия и удобрений. Чтобы эти требования были выполнены, необходимо взаимодействие в том числе с европейскими странами. Однако диалога между Москвой и Брюсселем нет. Зато теперь может быть обозначен главный «виноватый» в том, что на фоне готовности Вашингтона пойти навстречу некоторым требованиям России уже, «Черноморская инициатива» пока не заработает.
Вдобавок к этому глава делегации Украины на переговорах – министр обороны Рустем Умеров – внёс новую «вводную», заявив, что «Киев будет расценивать перемещение российских военных судов за пределы Восточного Чёрного моря как угрозу безопасности и оставляет за собой право на самозащиту». В заявлении Белого дома об этом не говорилось. В отличие от американского заявления в украинской трактовке говорится о приверженности Вашингтона содействию обмену пленными, освобождению гражданских задержанных лиц и возвращению перемещенных украинских детей. Каждый из этих пунктов достоин обсуждения, но оно неизбежно будет сопряжено с огромным количеством технических деталей, подлежащих согласованию.
Что дальше? Дальше продолжатся, возможно, довольно длинные и предельно вязкие консультации по многочисленным техническим вопросам. Которые на самом деле больше, чем просто технические. Категоричные требования Москвы о снятии санкций по широкому кругу юридических лиц вряд ли сразу встретят поддержку со стороны США и готовность выполнять такие требования. По опыту прошлых переговоров о возобновлении работы «зернового коридора», Штаты хотели подключать к этим процессам Организацию Объединенных Наций, делая как бы отдельные исключения из санкций, сохраняя неизменным весь каркас этих ограничений.
Помимо этого у администрации США есть ограничения и со стороны Конгресса, без согласия которого большинство санкций с России снять просто не могут. Также у Вашингтона всегда есть возможность кивать на Европу и говорить, что переподключение к системе SWIFT вовсе не зависит от Америки. Равно как от Америки не зависит отказ европейских портов обслуживать российские суда с какими бы то ни было грузами. И таких проволочек и отговорок может оказаться довольно много. Что в целом грозит сильно затянуть переговорный процесс даже по такой теме, как прекращение огня на Чёрном море, где, объективно говоря, активных масштабных военных действий и так давно не ведётся.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции