
Мусорная реформа в России зашла «не туда»: пока равняемся на мировую практику

Мир уже многие годы вводит тренды на переработку мусора и оптимизацию снижения количества отходов, не подлежащих переработке. Лидерами по этим признакам в мире считают Бельгию, Австрию, скандинавские страны и Испанию.
Россия же только начинает этот путь, отметили «Ведомости». С каждым годом ситуация с мусором ухудшается, даже несмотря на реформы и попытки градоначальников приучить население к раздельному сбору. По статистике, объёмы отходов всё равно растут: если в 2020 году было 220 килограмм на человека, то в 2021 уже более 400. Безусловно, этому способствует и увеличение производства пластиковых товаров, но всё же причина в том, что мер по противодействую недостаточно.
Стоит отметить, что и каждый регион страны включается в модернизацию оборота отходов абсолютно по-своему. Москва лидирует как в производстве мусора, а это до 15 процентов объёма всей страны, так и по внедрению технологий. Дело в том, что в столичной схеме обращения с отходами сжигание не входит в понятие его утилизации – в регионах такого пока нет.
Одним из самых сложных и быстрорастущих видов мусора является электроника – на его долю приходится 70 процентов всех вредных веществ. Но с другой стороны, в нём содержится 98 процентов сырья, которое можно использовать вторично, в основном драгоценных металлов.
Московская корпорация «Экополис» построила уникальный для страны комплекс заводов, которые занимаются глубокой утилизацией электронного и электротехнического оборудования: «Экотехпром» перерабатывает до 75 тысяч тонн электронных отходов в год, «Аурус» около 20 тысяч тонн медных отходов, плюс около 18 тысяч тонн печатных плат, а «Экопласт» до 25 тысяч тонн пластика. В результате деятельности комплекса на рынок попадает огромное количество вторсырья.
По словам генерального директора корпорации, в России сегодня не хватает инфраструктуры сбора отслуживших электронных устройств. Имеющийся уровень не может обеспечить сырьём широкую сеть заводов. Не на высоте и законодательство в этом направлении.
В основном «Экополис» получает сырье от промышленных предприятий и организаций. А вот сбор ненужной пользователям техники проводит собственная служба вывоза «Экополис-24» и партнеры – как правило крупные ритейлеры.
К слову, в столице создадут целую инфраструктуру для сбора электроники. Правительство Москвы уже прорабатывает эту инициативу.
Широко обсуждается и вопрос реформации строительства дорог, точнее переход на бетонные дороги. Они устойчивы к любым перепадам температуры и не нуждаются в ремонте 20 – 30 лет. Эта практика распространена в штатах, где таких дорог около 60 процентов, и Германии с половиной федеральных трасс из бетона. У нас пока не более пяти процентов, что является удручающим показателем.
Но и этот показатель в любом случае будет увеличиваться, ведь битум становится дефицитным, а цементные заводы уже десять лет как не имеют достаточной загрузки – дело должно сдвинуться с места. Тем более, что бетон более экологичен, не содержит в себе нефтепродуктов и не выделяет токсины при нагревании. К тому же эксперты отмечают, что на бетонных трассах экономится до шести процентов топлива, что в свою очередь уменьшает загазованность воздуха.