
Музей изобразительных искусств имени Пушкина обновил шесть залов

Музей изобразительных искусств имени Пушкина обновил концепцию постоянной экспозиции старых мастеров. Процессом изменений руководил французский куратор Патрик Уркад.
Шедевры искусства XV – XVIII веков разместили, учитывая новые пространственные и дизайнерские решения. Шесть обновлённых залов уже открыты для посетителей, о чём сообщил «Коммерсант». Классические музеи по-разному обходятся со своей постоянной экспозицией. Одни музеи вносят небольшие коррективы, слегка меняя нюансы, тематику и развеску. К примеру, именно так делает венский Музей истории искусства. Другие верны традициям и оберегают тематическое распределение материала. Технический прогресс нового столетия соответствует новым идеям и вносит свои коррективы. Меняются и эстетическое восприятие людей, и музейные нормативы. Даже музейное освещение стало совсем другим.
Пушкинский музей считается довольно молодым, по сравнению с Эрмитажем или Лувром. Но он тоже всегда считался приверженцем классики. Постоянную экспозицию живописи в последний раз перевешивали в 2000‑е годы. Но теперь, видимо, пришло время перемен. В ноябре 2021 года весь второй этаж клейновского здания будет занимать выставка «Бывают странные сближенья», которую подготовил Жан-Юбер Мартен. Здесь же будет представлена выставка коллекции Морозовых. Она вернётся в Россию после экспозиции в парижском Fondation Louis Vuitton. А вот главное здание Музея Пушкина скоро закроют на реконструкцию.
Новые эксперименты музея стали довольно радикальными. Шесть залов стали белыми, и в них расставлены белые стенды. Ранее считалось, что такой стерильный белый цвет является прерогативой музеев современного искусства. Классика всегда демонстрировалась на приглушённо-глубоких фонах.
Компоновку шедевров также существенно изменили. И знатокам искусства не всё понравилось. К примеру, великие Рубенс, Йорданс, Мурильо, Сурбаран оказались в совсем небольшом зале. Северный Ренессанс во главе с Кранахами представлены в бывшей подсобке при Греческом зале, а в ней нет дневного света.
Характер развески в экспозиции стал очень выразительным. Всё находится в одном ярусе, на уровне зрительского взгляда. Таким образом, разрушается привычное ленточно-потоковое восприятие музейной старины. Каждый предмет искусства становится чрезвычайно заметным. И это впечатление подчёркивается белизной. Экспозиция теперь производит новое впечатление. Это не привычная, рутинная, неизменная демонстрация картин, которые никуда не денутся, а драгоценная возможность увидеть художественные сокровища, напоминающая временную выставку.