Музыка оказалась профилактикой Альцгеймера: новые тенденции в медицине XXI века
Регулярное прослушивание любимой музыки поможет защититься от болезни Альцгеймера. Мелодия активизирует когнитивные функции. Об этом заявили учёные университета Торонто по итогам эксперимента на 14-ти добровольцах.
В трёхнедельном эксперименте приняла участие группа людей, часть которых были музыкантами-профессионалами, а другая часть – обычными людьми. Все они слушали музыку по часу каждый день, как незнакомые композиции, известные им, так и самые любимые. Мозг испытуемых сканировали при помощи магнитно-резонансного томографа перед прослушиванием музыки, во время него и после. Об этом сообщила «Российская газета».
Когда люди слушали незнакомую им музыку, их мозг фокусировался на впечатлениях. В этом случае наиболее активной была слуховая кора. При прослушивании знакомых треков включались исполнительные функции, из-за активности префронтальной коры.
Если же люди в ходе эксперимента слушали любимую музыку, их когнитивные функции улучшались. Причём, как у обычных людей, так и у профессиональных музыкантов. Становились наиболее активными нейроны в разных зонах мозга, к примеру, в префронтальной коре и подкорковых частях. Активация нейросети была подвержена изменениям после периода прослушивания. Это говорит о развитии нейропластичности, то есть об изменении мозга под воздействием опыта прослушивания, о восстановлении утраченных нейронных связей и появлении новых. Причём деятельность мозга музыкантов и других людей менялась по-разному.
Исследователи сделали вывод: прослушивание любимой музыки, вызывающей приятные ассоциации, может привести к улучшениям работы мозга и даже предотвратить болезнь Альцгеймера. Статья учёных опубликована в Journal of Alzheimer’s Disease.
Ранее стало известно, что обучение музыке способно сделать человека умнее. К примеру, когда человек учится играть на музыкальном инструменте, у него развиваются рабочая память, умение сосредотачиваться и выносливость. Также музыкант находит новые способы быстро переключать внимание между задачами, читая и понимая ноты, решая проблемы и взаимодействуя с другими музыкантами.
В ходе исследований выяснилось, что исполнительные функции у детей улучшились уже на 20‑й день занятий музыкой. А у тех, кто занимался 18 месяцев, увеличился объём рабочей памяти, по сравнению с теми, кто учился по общей научной программе. Однако учёные сомневались, именно музыка оказывает такой эффект, или больше влияет наличие регулярной систематической практики.
Появились задокументированные свидетельства: те, кто проходили обучение музыке, имеют больший IQ и более высокий уровень образованности. Множество исследований на эту тему проводил канадский психолог профессор Гленн Шелленберг, наблюдая детей в течение длительного времени. Он нашёл связь между музыкальным обучением и уровнем IQ у детей в возрасте от шести до 11 лет. Также была установлена связь между музыкальным образованием детей и их успехами в более старшем возрасте.