На пути к наставничеству: как использовать методику TWI
Наставничество, как метод формирования эффективной команды, внедряется во многих российских компаниях достаточно давно. Но, к сожалению, не всегда удачно.
Причин тому много, но главных эксперты выделяют две. Первая – трудности с мотивацией сотрудника, которого боссы видят наставником. Вторая – несовершенство большинства существующих методов наставничества, сообщил «РБК Pro».
Насчёт мотивации всё более-менее понятно. Чтобы обучать новых сотрудников быстро и качественно необходимы педагогические компетенции. Если уж совсем по-хорошему – профильное образование. Далеко не каждый согласен на такую дополнительную нагрузку даже за хорошую прибавку к жалованию.
Консультант по вопросам организационного проектирования Татьяна Паклинская заявила, что решение может быть найдено в использовании методики «training within industry» (TWI). В переводе она означает «обучение на производстве», но годится и для наставничества в непроизводственной сфере. Методика появилась ещё в сороковых годах в Соединённых Штатах и хорошо себя зарекомендовала.
Согласно ей, самый главный этап подготовки наставника – чёткое планирование работы. Это по силам любому опытному компетентному специалисту, которому собираются поручить обучение новичков. TWI предполагает первым делом отсечение всего неважного путём создания обучающих модулей – основных блоков, по которым будет последовательно осуществляться наставничество.
Сформированные модули служат основой для создания матрицы компетенций. Её задача – персонифицировано донести до каждого обучаемого перечень знаний, которых хочет добиться от него наставник. Как правило матрицу визуализируют в виде простой таблицы, где напротив данных каждого ученика значатся его компетенции и состояния их освоения. Таблица легко может быть занесена в любой, используемый компанией сервис задач, наподобие Trello или Jira.
Следующий шаг по TWI – дорожная карта обучения. Это уже для работы непосредственно на земле. Наставник проговаривает рабочие процессы, показывает как он выполняет их сам, а затем смотрит за выполнением ученика. В конце он объясняет важность неукоснительного следования порядку своих действий, обязательно приводя пример, что будет, если эту последовательность нарушить.
Главные преимущества методики – простота и доходчивость. Она, во-первых, не позволяет излишне нагрузить самого наставника, делает процесс наставничества стандартизированным и, следовательно, упрощает его выполнение. Во-вторых, позволяет обучаемым легче усваивать материал и делает их независимыми от конкретной персоны наставника. Это важно, если один наставник заменяется другим по каким-либо причинам.