
На российских прилавках стало больше дальневосточной рыбы: виноват COVID-19

C начала 2021 года поставки рыбы в западную часть России увеличились почти на четверть по сравнению с прошлым годом. Поставки увеличились почти на 400 тысяч тонн.
Как заметило издание «Коммерсант», дальневосточной рыбы стало ощутимо больше в Московской области, на Урале и в Сибири. Именно эти регионы являются основными заказчиками. С чем же связан такой скачок? И можно ли утверждать, что такая тенденция рынка сохранится?
Еще два года назад, в 2018 – 2019 годах больше половины улова с Дальнего Востока шло в Китай. Всего на КНР приходилось около 61% российского рыбного экспорта, в 2019 году его объем превысил миллион тонн, или более трёх миллиардов долларов в денежном выражении. Но пандемия внесла коррективы. Китай закрыл свои порты и прекратил закупки. Глава Росрыболовства Илья Шестаков в одном из интервью в 2020 году говорил, что ситуация осложнилась, когда в образцах нашей замороженной рыбы китайцы нашли возбудителя COVID-19.
Где связь, спросите вы. Да всё достаточно просто. В январе начинается сезон добычи минтая в Охотском море. Общий вылов в 2021 году составил 858 тысяч тонн, из которых на российский рынок ещё два года назад поставили бы лишь 23%. Куда девать остатки? Рыбопромышленники ещё в 2020‑м были вынуждены опрокинуть цены на минтай. Но и это не спасло. Ситуация с хранением и переработкой обострилась. Продолжать снижать цены, работать себе в убыток в ожидании открытия импорта – это утопичная идея. Поэтому рыбопромышленники решили, естественно, одарить рыбой внутренний рынок.
Но произошёл дисбаланс в логистике. То есть, если раньше в центр России с Дальнего Востока поставлялось энное количество вагонов рыбы, то возвращались эти вагоны обратно загруженные в том же количестве. Всё логично. Сейчас ситуация следующая: количество рефрижераторов с рыбой выросло в сторону центра страны, а наполнить их грузом в обратный путь нечем. По подсчетам Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС), для перегонки одного порожнего рефрижераторного контейнера может потребоваться приблизительно 115 тысяч рублей компенсации, а для перевозки ста тысяч тонн рыбной продукции — до 400 миллионов рублей.
«Перегонка пустых вагонов из Центральной России на Дальний Восток обходится в 200 тысяч рублей за контейнер, и операторы не могут себе позволить таких расходов», – заявил Президент Ассоциации Михаил Синев.
В марте АСОРПС выступила с предложением: если компенсировать порожнюю перегонку вагонов из центра России на Дальний Восток при условии обратной поставки рыбной продукции, то ситуация может выровняться. Тогда в Минсельхозе было принято решение помочь рыбопромышленникам и выделить субсидии на льготные железнодорожные перевозки рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока до конца 2021 года. Такие перевозки со станции Угловая в Приморье стартовали в мае 2020 года и стали альтернативой доставке морепродуктов в КНР. Как итог, произошло увеличение количества дальневосточной рыбы на прилавках центральной России.
Но COVID-19 сегодня уже не так страшен и непонятен. Разработаны вакцины, идет масштабная программа всеобщей вакцинации и выработке коллективного иммунитета. Рано или поздно границы будут открыты. Будет ли Минсельхоз и дальше субсидировать промышленность, будет ли Китай и в дальнейшем закупать нашу рыбу в прежних объемах, сохранятся ли цены и как в итоге будут себя чувствовать рыбопромышленники? А пока остаётся только поддержать отечественного производителя, сходить в магазин за нашим минтаем и порадовать родных рыбным ужином.