Назад в прошлое: о чём поведает новый российский фильм с нетривиальным сюжетом
Малобюджетный фильм «Сказка для старых» совсем недавно вышел в прокат, хотя был снят ещё в 2021 году. Это режиссёрский дебют актёра Фёдора Лаврова, а также писателя и математика Романа Михайлова.
По мнению кинокритика Романа Черкасова, картина чудом попала в широкий прокат. На первый взгляд фильм напоминает жанровую криминальную историю, но это обманный ход, сообщили «Ведомости».
Одним из главных героев фильма является Муля, который похитил воровской общаг и исчез в неизвестном направлении. Как водится, его нашли, убили и похоронили в присутствии всей братвы. Однако уже через два года начали происходить странные вещи, когда «убитого» Мулю одновременно видели живого и здорового в трёх разных городах – Новосибирске, Санкт-Петербурге и Ростове. По законам жанра, главный босс в каждый из городов отправляет посыльного.
Дальше авторы фильма отошли от традиционных моделей жанровых нарративов, отдав предпочтение так называемой «магической» логике. В некотором смысле это действительно сказка, поскольку в ней присутствуют типичные элементы повествования и узнаваемые фольклорно-мифологические образы.
Сюжет построен вокруг мотива пограничья. События происходят на Масленицу, когда мир находится в состоянии перехода. Он будто застыл в тревожной неопределенности между зимой и весной, жизнью и смертью. Такая семантика выражена и совсем нетривиальными локациями, где разворачивается действие.
Кадры подворотен, клубов и притонов действительно возвращают зрителя в 1990‑е годы. К прошлому отсылает и стилистика фильма, включая некоторых культурных героев прошлого. Среди них — Олег Гаркуша, Сергей Пахомов и Анатолий Тишин.
По мнению Черкасова, нагромождение символов и контекстов плохо складывается в какое-то целостное произведение. В картине много интересных решений, ярких и тайных смыслов. Жёсткая структура сказки не может объединить в один образ плохо спаренные элементы. Он постоянно как бы разваливается на отдельные неплохие сцены, выразительные планы и художественные выдумки.
Картина способна удивить, и это основная её черта. Неизгладимое впечатление производит лауреат премии Андрея Белого и профессор РАН Роман Валерьевич Михайлов, который как заправский катала изящно крутит в руках колоду карт.