Небо на замке: как санкции повлияют на российские авиаперевозки
Наряду с санкциями против финансового сектора России Евросоюз решил ударить и по авиационной отрасли. Европа полностью закрыла небо для российской гражданской авиации и наложила запрет на поставки самолётов Airbus и запасных частей к ним.
Закрытие воздушного пространства означает не только запрет полётов в европейские страны, но и передвижение по воздушным коридорам над их территориями. Росавиация в ответ стала закрывать небо России, сообщил Forbes.
Теперь из страны нельзя полететь в Европу, нельзя попасть в страны Старого света и через авиакомпании третьих стран. Сделать это теперь можно обходными маршрутами, например, через Турцию или Казахстан. Российские перевозчики несомненно понесут убытки, но не только они. Пострадают и европейские перевозчики, поскольку запрет Транссибирского и других воздушных коридоров, проходящих над территорией России, приведёт к удорожанию полётов в азиатском направлении. Это снизит конкурентоспособность европейцев по сравнению с азиатскими авиаперевозчиками.
Запрет на поставки в Россию самолётов Airbus и запасных частей к ним значительно осложнят ситуацию с перемещением внутри страны. Ограничения коснулись всех страховых и перестраховочных услуг по отношению к авиатехнике, а также её модификации и ремонта.
Европейские лизинговые компании, возможно, потребуют свои самолёты назад. По мнению экспертов, запрет на поставку запчастей к самолётам Boeing и отечественным Superjet может парализовать магистральные перевозки. Есть вариант, при котором можно отказаться от возврата некоторой части самолётов и начать обслуживать их внутренними силами. Запчасти можно покупать у стран, которые не присоединились к европейским санкциям.
Сейчас ускоренными темпами идёт создание модификации отечественных лайнеров Superjet, которая будет независимой от зарубежных поставок. Как утверждает производитель, такой самолёт будет готов к 2024 году. К этому же времени ожидают появление российского отечественного турбореактивного двигателя ПД‑8.
Российские страховые компании в таких условиях не справятся с финансовой нагрузкой без помощи государства. Без страховки невозможно будет осуществлять международные перевозки. Пока открытым остаётся вопрос о дальнемагистральных полётах. Одним из вариантов может стать помощь авиакомпаний третьих стран.
Важным моментом являются контракты с лизинговыми компаниями, которые принадлежат банкам, попавшим под санкционные ограничения. В течение очень короткого срока компании будут вынуждены перевести расчёты на рубли, а также изменить договорные соглашения. Всё это составляет трудоёмкую юридическую работу. Есть и вариант передать технику другим компаниям, которые не попали под санкции.
Пока сложно ставить прогнозы по ценам на билеты, которые зависят от многих факторов, в том числе от курса рубля и покупательной способности граждан. По мнению экспертов, из-за нехватки авиапарка может значительно сократиться маршрутная сетка, что повлияет на цену билетов. Вероятность этого возрастает, поскольку впереди туристический сезон. В случае, если иностранные авиаперевозчики возобновят свою работу, цены международных рейсов тоже изменятся, хотя незначительно.