Недобросовестный партнёр: как вернуть свой долг
Даже если Вам кажется, что бизнес-партнёр проверен, это не означает, что он всегда будет исполнять свои обязательства. В связи с этим актуальна проблема превращения вроде бы надёжных активов в проблемные за очень короткое время.
Недобросовестные партнёры могут не оплатить отправленный им товар или не выполнить оплаченные услуги. По состоянию на начало 2022 года в арбитражных судах рассматривается примерно 300 тысяч подобных споров, сообщил “РБК Pro”.
Любая работа с проблемными активами состоит из профилактики и последующего взыскания. С последним могут возникнуть серьёзные проблемы, а процесс может затянуться очень надолго.
Первый совет — установить норматив предельного размера риска на каждого контрагента. К ним относится контроль объёма товаров, который Вы можете предоставить партнёру в кредит, а также контроль допустимой стоимости оплачиваемых подрядчику работ и возможных сроков отсрочки платежа. Нужно следовать правилу, что на одного контрагента не должно приходиться более четверти поставок. При большом количестве партнёров стоит учитывать суммы, способ оплаты товара, а также записывать всю историю раннее заключённых контрактов.
Вторым советом, которого стоит придерживаться, является мониторинг информации о каждом партнёре, причём не только до сделки, но и после её заключения. Нужно обязательно знать кто собственник бизнеса контрагента, а также дату регистрации компании. Помимо этого, стоит найти информацию, в каком финансовом состоянии она находится, положителен ли её доход. Не менее важным параметром для анализа будет информация, владеет ли собственник компании другими бизнесами. Стоит мониторить, были ли в истории собственника банкротства или судебные иски в его отношении. Все это можно разузнать через базу данных арбитражных судов, либо на сайтах Федеральной службы приставов и Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
По крайней мере раз в месяц стоит мониторить исковую нагрузку компаний-партнеров. Здесь особое внимание нужно уделить ответчику. Тревожным звоночком может стать заявление третьих лиц о признании контрагента банкротом. Если Вы замечаете такие моменты за партнёром, то стоит немедленно поставить вопрос о погашении им задолженностей, а при отказе приступить к взысканию.
При взыскании есть несколько основных правил, которые обеспечат эффективную работу с задолженностью. Перед подачей заявления в суд всегда нужно отправить должнику претензию с просьбой урегулировать вопрос. Если Вы этого не сделаете, то суд не станет рассматривать жалобу. Если ситуацию не получится решить мирно, то нужно обратиться в арбитражный суд для инициации признания задолженности. Если Вы знаете, что у контрагента есть возможность вернуть долг, то заключайте мировое соглашение, это зачастую позволяет быстрее урегулировать споры. В договоре будет зафиксирован порядок погашения задолженности при нарушении которого кредитор получит право взыскать всю сумму долга гораздо проще.
Бывает ситуация, когда у должника нет средств, чтобы рассчитаться, а в качестве отступных он предоставляет имущество. В этом случае не стоит пытаться извлечь из ситуации максимум выгоды. К примеру, если контрагент должен тысячу рублей, а Вы забираете у него имущество стоимостью две тысячи, эта сделка в дальнейшем может быть оспорена. В этом случае Вас не только заставят погасить сумму, полученную при сделке, но и понизят Ваши требования к должнику.
Представим, что судебный акт, установивший долг контрагента, вступил в силу, но у должника нет средств на оплату. В этой ситуации не стоит тянуть время. Сразу же инициируйте банкротство должника. После того как Вы сделаете официальную публикацию о своём намерении, по прошествии установленного срока обращайтесь в арбитражный суд. Если удастся подобрать компетентного специалиста, то наверняка Вы сможете выиграть дело у лиц, под чьим контролем находится должник.