
Новые проблемы книжного рынка: виноват ковид. И это надолго

Издательства России лишатся сотен миллионов рублей из-за вынужденного закрытия книжной розницы. Выиграют те, кто заранее приобщился к онлайн-продажам.
До объявления о нерабочих днях ожидался рост книжного рынка до 99 миллиардов рублей в 2021 году. А это на три процента превышает показатели 2019 года. Новый карантин внёс свои коррективы. Облегчить ситуацию смогут интернет-продажи и ситуация отложенного спроса. Об этом сообщил «Коммерсант».
Правительство Москвы издало указ, по которому с 28 октября по 7 ноября вводится режим нерабочих дней. Будут закрыты все объекты торговли, кроме тех, которые занимаются товарами первой необходимости. Под запрет попали и книжные магазины. Режим будет действовать в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, в Пермском Крае, Новгородской, Нижегородской, Курской и Самарской областях. В других регионах введены ограничения на посещение торговых центров, либо доступ предоставлен исключительно по QR-кодам.
Популярные издательства подсчитывают серьёзные убытки от ограничений. К примеру, если ситуация продлится всего неделю, компания «Эксмо-АСТ» потеряет до 100 миллионов рублей. Именно на продажи в магазинах приходится от 40 до 50 процентов выручки. Прогноз на убытки подтвердил и директор издательства «Альпина» Алексей Ильин. 30 процентов продаж издательской группы проходится на продажи оффлайн. Половина продаж «Азбуки-Аттикус» – это книжная розница. По словам экспертов, убытки в целом замедлят рост рынка. Прирост будет снижен на два-три процента.
В 2020 году интернет стал крупнейшим каналом продаж из-за введённых ограничений: локдауна и режима самоизоляции. Тем временем, в онлайне ситуация существенно улучшилась. Пресс-служба Wildberries сообщила, что продажи книг выросли в шесть раз, по сравнению с 2019 годом. На Ozon купили на 46 процентов больше книг. Переход в онлайн-формат помог уйти от падения выручки некоторым игрокам рынка. Это те, у кого уже была серьёзная доля продаж в интернете (примерно 50 процентов) перед наступлением кризисных времён.
Книжные онлайн-сервисы рассчитывают на увеличение продаж и в 2021 году. Заместитель операционного директора по продвижению и продажам «ЛитРес» Александр Бобровский предположил, что выручка от цифровых книг за неделю ограничений увеличится на 15 – 20 процентов. В сетях «Читай-город — Буквоед» и «Республика» воздержались от комментариев.
В издательстве «Эксмо-АСТ» заявили, что онлайн-продажи не смогут компенсировать закрытие московских магазинов, если локдаун будет продолжаться больше недели. К тому же пунктами выдачи приобретённых в онлайне книг являются те же самые магазины. А доступа к ним нет.