Новый дом стартапов: почему мировой финтех устремился в Юго-Восточную Азию
Для российских стартапов страны Юго-Восточной Азии открывают большие возможности. Экономика там развивается хорошими темпами и есть высокий спрос на цифровые технологии.
Согласно прогнозам аналитиков Bain & Company, в ближайшие годы сфера электронной коммерции в странах АСЕАН достигнет 234 миллиардов долларов. Наиболее растущие онлайн-экономики – Вьетнам и Филиппины, сообщило издание RB.ru.
Развитие этого рынка подстегнула пандемия. Но после снятия ограничений интерес людей к онлайн-покупкам не упал. К долгосрочным тенденциям специалисты относят покупку и продажу через социальные сети, мобильные устройства, продвижение через прямые трансляции и геймификацию.
Развитие электронной коммерции увеличило и спрос на цифровые финансовые услуги. В большинстве стран Юго-Восточной Азии жители не имеют доступ к банковским сервисам. Для стартапов это открывает большие возможности, поэтому инвесторы расценивают ситуацию как начало «золотого века» финтеха.
Самыми востребованными направлениями станут цифровые платежи, кредиты, страхование и роботизированные консультации. Внедрение электронных кошельков увеличило объёмы онлайн-платежей в регионе в среднем на 45 процентов. Набирают обороты BNPL-сервисы, дающие возможность оплачивать покупки в рассрочку.
Эти тенденции тянут за собой развитие логистики. Всё это происходит на фоне стремительной урбанизации населения региона. Инвесторы активно вкладываются в логистические проекты. Это мировая тенденция, которую подтверждает статистика международной консалтинговой компании McKinsey. По сравнению с 2020 годом, в 2022‑м финансирование логистических стартапов увеличилось вдвое.
Основные задачи, решения которых ждёт рынок, – оптимизация маршрутов и аналитика на основе исторических данных. Также актуально использование искусственного интеллекта в направлениях сортировки, построения прямой и обратной логистики.
По мнению основателя платёжной системы Klikoo Влада Аюкаева, одним из лучших мест для высокотехнологичных проектов является Индонезия. В этой стране всё только начинает развиваться. Чтобы вести тут спокойный бизнес, необходимо хорошо разобраться в местных законах, изучить конкурентов и нюансы рынка труда. Открыть бизнес в Индонезии очень просто, но его закрытие может продлиться несколько лет.
Многие бизнесмены стремятся в Сингапур, но уровень цен там намного выше, нежели в целом по региону. Привлекательной для стартапа может оказаться Малайзия. Цены там ниже, а качество жизни, инфраструктура и условия для бизнеса те же самые. Причём очень многие организационные вопросы решаются очень быстро. В Малайзии работают законы, а налоги невысокие. Компанию тут можно открыть всего за один день, но придётся столкнуться с дефицитом кадров. Квоты на иностранных сотрудников правительство очень часто меняет.