«Обломали крылья»: «Буран» отметил 33-летнюю годовщину полёта в космос
Больше тысячи предприятий 20 лет работали над созданием первого орбитального корабля многопланового использования, затратив на программу 16 миллиардов рублей. Изначально проект возглавил Валентин Глушко, стоявший ещё у истоков советской ракетной программы. Он также разрабатывал первый искусственный спутник Земли, напомнило издание «Научная Россия«.
Страна нуждалась в многоразовой космической системе как в средстве для сдерживания потенциальной агрессии США. Исследования Института прикладной математики показали, что геополитический соперник получил военное преимущество, запустив свой корабль Space Shuttle в 1981 году.
Советская система включала в себя самую мощную на то время ракету-носитель «Энергия», многоразовый корабль «Буран» и средства наземной космической инфраструктуры. «Буран» внешне был практически полностью скопирован с американской разработки, но советские специалисты понимали важность применения новых технологий, которые позволят опередить соперника в космической гонке.
Отечественный аппарат в отличие от американского мог вывести на орбиту не только сам корабль, но и дополнительные грузы весом до 100 тонн. Челнок мог взять на борт десять членов экипажа против семи у американцев. К тому же, он был способен провести на орбите 30 дней, в то время как шаттл мог провести в открытом космосе не более 17 дней.
Полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года и был выполнен полностью в автоматическом режиме. За 206 минут в космосе он не только два раза облетел вокруг Земли, но и самостоятельно произвёл посадку на космодроме Байконур. Отклонение от расчётного показателя составило всего лишь один метр.
Ещё одним конкурентным преимуществом советской разработки стала система экстренного спасения экипажа: «Буран» мог отделиться от ракеты-носителя и совершить экстренную посадку. Также на аппарате была использована система диагностики, которая не только охватывала все системы корабля, но и обладала резервными комплектами оборудования. Инженерам удалось придумать резервный режим работы в случае неисправностей. Эти технические возможности были применены в ракетостроении впервые в мире.
Корабль полностью управлялся четырьмя компьютерами, которые умели взаимозаменять друг друга. Система была продумана настолько филигранно, что в будущих полётах экипаж рассматривался как звено, дублирующее автоматику. Посадка Space Shuttle же осуществлялась полностью вручную.
Корпус «Бурана» также был уникальным. Для него была создана не имеющая аналогов система теплозащиты, которая выдерживала диапазон температур от минус 130 до плюс 1600 градусов по Цельсию. Теплозащита состояла из отдельных плиток из особо чистых кварцевых волокон. Они приклеивались к корпусу через фетровую подложку, которая приклеивалась к плитке эластичным клеем. Фактически, в рамках программы «Энергия-Буран» было создано 39 новых материалов и 230 технологий. Но главной из них стала именно теплозащита, которую ранее не смог придумать никто. При входе в плотные слои атмосферы «Буран» лишился пары плиточек из нескольких тысяч, тогда как американские аналоги полностью обгорали снаружи больше чем наполовину.
Причина закрытия столь революционного проекта как обычно была в деньгах. Разваливающийся на глазах Союз был неспособен оплачивать «Буран», один запуск которого обходился в 75 миллионов долларов. С развалом СССР о космической программе вовсе забыли. Новая страна закипала в политических разборках и погрязла в других проблемах. Программа была приостановлена в 1990 году и полностью свёрнута в 1993 году, но она оставила колоссальный научно-технический задел на будущее. Тем не менее, спустя три десятилетия подобными технологиями не обладает больше ни одна страна в мире. «Буран» до сих пор считается самым мощным беспилотным летательным аппаратом.
В роли хранителя «Бурана» сегодня выступает генеральный директор Акционерного общества «Ракетно-космическая компания «Байконур» Даурен Муса. До 2002 года челнок хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре, но в итоге был уничтожен обвалившейся крышей. На космодроме хранились еще два образца: один был предназначен для полёта в беспилотном режиме и мог самостоятельно состыковаться со станцией «Мир». Другой был нужен для отработки наземных операций. А в мае 2021 года в социальных сетях сообщили о проникновении неизвестных в монтажно-испытательный корпус. Вандалы разрисовали корабль граффити. После того инцидента «Роскосмос» взял объекты под усиленную охрану.
В начале сентября 2021 года специалисты научно-производственного объединения «Молния» осмотрели челнок с целью его возвращения в Россию. Реакция его владельца, Даурена Мусы, в Facebook-аккаунте была предсказуемой: он заявил, что этим планам не суждено сбыться, поскольку он не даст согласия на такую операцию: по принципу «так не достанься же ты никому». Вслед за этим Россию обвинили, что она не признает местных судов. Также Даурен Муса заявил, что намерен отстаивать свою правоту в международных инстанциях. Правительству Казахстана, пытавшемуся через суд вернуть «Буран» в государственную собственность, было отказано.
Пока что будущее перспективной отечественной разработки остаётся туманным. А если откровенно, то никакого будущего у «Бурана», похоже, нет: проекту навсегда «обломали крылья». В память об отечественном инженерном гении останется разве что макет на ВДНХ в Москве, да удовлетворённые амбиции уровня мелкого лавочника Даурена Мусы из Казахстана. Впрочем, Геростратова слава — тоже слава. Но Мусу забудут, как только о нём перестанут вспоминать СМИ. А «Буран» помнят во всём мире до сих пор.
